Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

В палеоботанических садах Ямала

Оцените материал
(0 голосов)

Рейс «Ямал-Авиа» в 12.30 в Салехард. Прибываю в Домодедово к началу регистрации. У стойки регистрации встречаю финского исследователя Арктики Мари. Перевес 25 килограмм, что не много, и стоит не много – примерно 2500 рублей за все. Вчера я прогуливался по Москве, и словил весьма ощутимую бациллу. Уже к ночи дали себя знать симптомы не то гриппа, не то еще чего-то такого мерзкого. Поэтому в Домодедово первым делом я купил таблетки из семейства интерферонов, да порошки типа «колдрекс», по снятию симптомов. В общем, плющит.

Прилетели в Салехард. Пока разгружается самолет, проходим паспортный контроль. Погранзона. Получаем багаж, ждем Константина Ощепкова. Они с женой отвезли нас в свой дом который стоит на высоком берегу Оби, рядом с Обдорским острогом, в историческом центре города. Из дома они накануне съехали в новую квартиру, а его будут сносить и когда-нибудь строить новый. Вид из окон потрясающий. Замерзшее устье Оби. На закате пошел гулять среди вмороженных в лед кораблей. Потом отправился в центр уже нового Салехарда, с его огнями, фонарями, и другими атрибутами мегаполиса. В аптеке прикупил еще новых порошков, нашел кафе с интернетом где сел поработать часов до одиннадцати. Вернулся в дом, застукал мышь, с деловым видом инспектирующую крошки на кухонном столе. Расстелил на полу спальник и на некоторое время отрубился.

12.03 / 2-й день
Покупка провианта. – Прогулка. – Трансфер на станцию «Обь». – Отъезд на Юрибей на поезде Газпрома.

Утром появились Ощепковы, принесли деньги на еду. На десять тысяч мы купили еды в ближайшем супермаркете, полагая, что в экспедиции еда пускай лучше останется, чем ее не хватит. Дома все упаковали, собрали вещи. Я сходил в интернет, сделал последние важные звонки. Связи там не будет. В 18.00 за нами заехали Ощепковы, и мы отправились в Лабытнанги и дальше, к станции «Обь», на посадку в газпромовский поезд.
До Лабытнанги переправа через Обь по накатанному до состояния хайвэя широкому зимнику. Обь здесь вскрывается в 20-х числах мая. Говорят, для навигации сезон вскрытия реки не такая большая проблема, как сезон ледостава.
Переезжаем Обь, проезжаем Лабытнанги, едем еще довольно далеко и приезжаем в чисто поле. В нем мы видим чисто поезд. Чисто газпромовский, чисто конкретный. Досмотр, как на самолет. Вход в зону досмотра – по трое. Нельзя провозить оружие и бухло. Организация процедуры, чисто по-русски, режимная и бестолковая. Провожающих не проверяют. Поэтому кто-то из провожающих взял оба наших ножа, пронес, и вернул у вагона. Непонятно, почему а тундру нельзя брать ножи. Почему нефтяникам-газовикам нельзя провозить с собой в Бованенково алкоголь на этом поезде - тоже не очень понятно. Если Бованенково – полюс трезвости, то такие меры следует признать несостоятельными в ситуации с работающим зимником, по которому доставляют разнообразные грузы тоннами.
Посадка завершена, все сели по вагонам. Выйти на перрон при этом никому нельзя. Вагоны заперты. Режим. Через час подали тепловоз, и мы поехали. Ехать до Юрибея всего 331 километр, - этот пункт так и обозначен, как «331-й километр» на газпромовских транспортных картах – но приедем мы туда только часов через пятнадцать, в обед следующего дня. Билет стоит около 15 тысяч рублей. Купе бы стоило тысяч двадцать. Поезд новый, чистый, и весь такой продвинутый. Табло показывает степень загруженности туалета, дату, время, температуру на борту и за бортом. Туалетов в конце вагона два, как в самолете, биопневматические. Постели чистые и – тут бы РЖД у Газпрома поучиться бы, - сухие. Забрался на свою 2-ю полку и проспал до двух часов ночи. Проснулся с ощущениями несколько более позитивными, напился своих порошков, побродил по вагону, посмотрел на тундру под луной, и заново уснул.

13.03 / 3-й день
Прибытие на Юрибей. – Трансфер. – Размещение.

Утром Газпром, великий и прекрасный, всему поезду организовал завтрак. Вагонами, по-очереди обитатели вагонов перемещаются в вагон для завтраков, проходя сквозь состав, который прицеплен к вагону-ресторану, интерьеры которого выполнены в готических стандартах красоты.
После завтрака пассажиры занялись там же, чем часть из них занималась и ночью – коллективным просмотром фильмов в персональных компьютерах.
Наши персоны и багаж, к счастью, также никого не интересовали. Проводник нас по рации кому-то называет «иностранцы». Сосед по купе назвал «улеем» ящик с керном. Другой спросил, везем ли мы в картонных коробках животных. Третий заметил: «они нефть ищут, нефть в России только здесь».
В этом поезде атмосфера отличается от всех прочих поездов, на которых доводилось ездить. Здесь она, скажем так, спокойная. Даже флегматичная. Никакой радости путешествия, эмоций встреч и прощаний на перронах, не чувствуется ни флюида профессионального братства, ни романтики покорителей Севера. Ни ликования бытовых задротов, сбежавших вприпрыжку «в пампасы», на волю от своих баб и огородов. Ни звона граненого хрусталя под стук колес, ни застолий, ни плацкартных разговоров по душам. Подобие эмоций вызвал одинокий олень («Оленя видел?»), куда-то идущий по зимнику, гигантский бензовоз, волокущий на привязи джип-пикап («Без бампера»!) и на этом все. «Ребята 70-й широты» наших дней следуют на свою широту серьезным, сосредоточенными, глядящими в окно не вагона, а ноутбука. Этими людьми движет не энтузиазм, не свобода воли, не авантюра, не романтика, а осознанная необходимость, неизбежность, судьба, запечатанная логотипом великого Газпрома.

Проводник за час предупредил о прибытии на 331-й километр. Постепенно мы перетаскали вещи в тамбур. Поезд остановился. Мы выгрузились. Проводник любезно помогал выгружать коробки. Сказал, что на обратном пути поезд проезжает здесь в тринадцать тридцать по Москве.

На этой станции, кроме нас, высадились еще двое. Ушли. Потом и поезд уехал. Мы остались одни со своими вещами. Нас никто не встретил. Из «будки путевого обходчика» с евроремонтом под офис начальника станции вышел человек и поинтересовался, из какой мы организации, и чего мы тут стоим. Сказал что из академии наук, ждем Родиона Соротэтто. Узнали, что Родиона здесь нет. Звоним по всем телефонам, который оставил Ощепков. Везде молчание. До Владислава, начальника станции забоя оленей, на которой мы собираемся поселиться, дозванивается начальник железной дороги. Дозванивается, и передает мне трубку. Владислав сетует на Ощепкова, дескать, тот сказал «люди разместятся», и рассказывает, как дойти по дороге на его забойную станцию, там нас встретит и поселит некая Надежда. Тем временем начальник станции вызвал ГТС: «На этом звере поедете». Все загрузили на борт, сами забрались в кабину. В кабине из динамиков лилась песня про, естественно, любовь. Сюжет - любовь мужчины и коренной петербурженки, которая «бизнес не путает с постелью», «одевается в Милане чаще, чем в Париже», но не хочет уехать из страны, как все ее подруги, «органически не любит москвичей», и «при случае подарит» лирическому герою «пару-тройку малышей»... Я перестал следить за развитием сюжета после того, как ГТС доехал до поворота дороги, перевалил через обочину и поплыл по застывшим волнам тундры, словно корабль, держа по курсу строения забойного пункта. Гусеничное Транспортное Средство отличается от всех прочих средств тем, что перемещается не по дорогам, а по пейзажам. Въехали на территорию, ювелирно, с первого раза, попав в ворота. Среди снегов, которыми здесь все занесено под кровлю, обнаружили расчищенное крыльцо, на которое на звук танкового двигателя вышла миловидной наружности женщина с эскортом из двух черных щенков-подростков. «Меня Надя зовут».
Надя проводила нас в дом, - настоящая гостиница! – с кроватями, постелями, электрическим отоплением, горячей водой и цветами в горшках. Все чистое и аккуратное. Смущаясь, хозяйка рассказала, что поселок не достаточно электричества выделяет их станции на обогрев, то вся замерзла канализация замерзла, и туалет по этой причине «типа сортир» и он за оградой, на улице. Но, если по маленькой нужде, то можно использовать и внутренний water closet. Я перевел финской девушке разницу как big&small needs; подстрочный перевод непонимания не вызвал.

Вскипел чайник, точнее китайский автоматический термос – целая чайная станция. Сегодня день без горячей еды. Бутерброды, консервы, печенье. Надежда вымыла кухню, и приготовила ее к сдаче поварихе, которая тут появится завтра. С ней предстоит еще договориться, чтобы готовила еду.

Материализовались наконец Родион и Даниил. Родион в национальной своей малице, покрытой синим сукном, с орнаментом, ножом на ярком поясе – весь нарядный, как с обложки «Северных просторов». Родион, по глобалистской моде, в малице, покрытой камуфляжем. Сели пить чай, общаться, планировать будущее. Будущее в виде завтрашнего дня принесет нам 17 километров на двух снегоходах к самому дальнему озеру. Летом оно привлекло Мари черным цветом зеркала воды, что, по ее мнению, может говорить о том, что озеро подвергалось не такому интенсивному воздействию со стороны оленей и людей, как здесь все вокруг. Нам предстоит пробурить четыре проруби диаметром сантиметров тридцать и взять со дна пробы грунта. У мужиков есть лопаты и ледовый бур с моторным приводом. Главное – выехать в озеру, что в условиях видимости в рассеянном неконтрастном освещении выглядит задачей не такой уж простой. Поедем по GPS, что также всегда вход, но не всегда выход.

- А скоро весна, надо оленей собирать да каслать, - поделился Родион своим предчувствием весны.
- Вы в бригадой каслаете?
- Нет, мы частники. Точнее, наши родственники.

А мотобур он возит, потому что сети проверяет. А рыбу надо есть сырую. «Пробовали уже?» Только соль надо и специи...
Вот он, современный кочевник Арктики. Японский снегоход, моторный бур, GPS-навигатор, деловые связи с финской академией наук. Одежда – малица, пища – сырая рыба, и каслание, как предощущение весны, жизни, счастья.

Днем я лег под своим спальником поспал. Проснулся здоровым. Видимо, тундра все, что не убивает, - лечит.
Сел на кухне вечером, когда все уже легли спать, писать. Налил чай. В час ночи примерно приехала новая смена чего-то тут местного, на гигантской машине-вездеходе, по зимнику из Салехарда. Доехали за 11 часов. Сели они ужинать и выпивать, и меня пригласили на 100 грамм. Разговоры под водку, естественно, про рыбалку.
- А он тут осенью с бензином попал, кроме как у меня ни у кого бензина не было. Я ему сто литров дал, а он мне мешок во-о-о-от такого щокура!
- Если такого, как ты показываешь, то значит это озерный щокур. Никогда не ел за двадцать лет здесь.
- Озерный щокур, не то что речной, мелочь – то большая редкость. Он попадает в озера из реки, а вода сходит, а он уйти не успевает. Вот и стоит в озере, траву ест, и больше у него других дел нет.
- Поэтому таким здоровым и вырастает. Не то что речной. Речной он суетится... Потому и мелкий такой. Ты, кстати, тот мешок-то куда дел?
- Гы-гы... Домой отвез.
- Кто бы сомневался... Епть.
- Съезди в чума, - во-о-он там стоят, поговори, может хвост и дадут.
- У меня нет бензина на обмен.
- Я не сказал «мешок», я сказал «хвост»...

От второй стопки отказался, поблагодарил и пошел спать. Открываю дверь в свой кубрик, как будто бы открыл духовку печки. Родион и Данила натопили батарею так, что в комнате жара, градусов под сорок. Оба лежат поверх простыней в одних трусах, маются во сне от духоты. Срочно выключил батарею, открыл окно нараспашку.

14.03 / 4-й день
Дальнее озеро. – Отработка методики.

Около 9 утра, как и планировали, просыпаемся. На улице не холодно, а по местным меркам, так и вовсе жара - минус десять градусов. Но минус десять где-нибудь на альпийском курорте – это одно, а в тундре – совсем другое. Тем не менее, решил, что пуховика мне будет достаточно. Завтракаем, собираемся. Выезжаем. Мне досталось место в санях за снегоходом Родиона, и это не самый лучший в мире транспорт. На пассажирское сидение он меня садить не стал, побоялся, что подо мной снегоход будет проваливаться. Ехать в кузове – почувствовать себя ковбоем, объезжающим быка. Все трясется, сам на кочках можешь вылететь, санки могут перевернутся. К тому же холодно полтора часа без движения, и снег в морду летит. Еду и думаю, ну чего, блин, в жизни мне не хватало?
Через час с небольшим приехали на озеро. При помощи лопаты немного согрелся. И совсем бы согрелся, если бы ледобур был бы, как я предполагал, механический. Грелся бы я механическим буром до лета. Но Родион предусмотрительно взял мотобур, который за несколько секунд ушел в лед по рукоять на все свои полтора метра, но до воды не достал. Полчаса рассверливали углубление вокруг центральной лунки, чтобы погрузить бур в лед еще и на глубину высоты мотора. Помогло. Вода заполнила лунку, из нее вычерпали ледяную крошку, все готово. Мари может приступать к работе.
Мари собрала свое приспособление для извлечения пробы грунта – стальной держатель с тремя кольцами грузил и пластиковой колбой. И медленно и плавно стала опускать его на дно с тем, чтобы колба наполнилась бы илом, захлопнулась бы верхняя крышка, в колбе образовался бы вакуум, и она смогла бы грунт таким образом поднять. Но она подняла совершенно пустую колбу. Над колбой она поднимает глаза и говорит, что ей нужна новая лунка, т.к. здесь грунт на дне уже потревожен. С таким буром нет проблем, но мы ей предложили прежде чем отправляться тревожить грунт на новом месте, потренироваться его добывать на старом. Она трахалась со своим прибором час или два – сняла лишние грузила, полагая, что это от слишком мощного удара об дно грунт вылетает из колбы, едва в нее влетев. Нам всем было очевидно другое – всей системе погружения элементарно не хватает инерции, чтобы воткнуться в ил. Мы настояли, чтобы Родион попробовал опустить груз в свободном падении, и с первого раза вытащили полную колбу ила.
Прекрасно, и можно идти на другую лунку, но пока – обед. Расстилаем шкуры, достаем термоса, замороженного муксуна и горчицу. На обед строганина.
Потом с первого раза из соседней лунки извлекаем нужную часть ила. И тут настигает Мари новая беда – грунт нужно, как выяснилось, снимать по миллиметровым слоям. То есть, если 50 сантиметров слой, то это 500 миллиметров, и соответственно, 500 пакетиков. А вода, выдавливающаяся винтом с низу через край колбы льется тут же на всю систему в целом, и замораживает движущиеся узлы, а это точная механика, в отличие от нашей пешни. Совершенно очевидно, что так работать не возможно. За целый день она взяла 3 пакетика, как все замерзло и перестало работать. Принимается решение взять из третей проруби последнюю колбу, ее закупорить, и постараться довезти до дома в руках. Так и сделали. Довезли нормально. Решили, что и завтра мы поступим так же.

15.03 / 5-й день
Буран. - Сталагмит говна и знакомство с отечественным телевидением. – Феномен Стаса Михайлова. - Большое озеро возле зимника.

Ночью поднялся ветер, который к утру стал очень сильным ветром. Наши тундровики решили, что ехать в такую погоду на снегоходе – плохая идея. Будем ждать.
Час или два я пытался решить проблему утреннего туалета. Проблема big needs казалась неразрешимой. Две попытки зайти в нашу ледяную общественную уборную типа «сортир», вызвали у меня вызвали рвотные рефлексы, и это при том, что я не отличаюсь какой-то особенной брезгливостью, о чем сертифицирует мой зимбабвийский диплом пожирателя червяков мопами. Кроме того, сортир был не функционален по чисто техническим причинам, затрудняющим его механическое использование. Чтобы суметь нагадить на вершину пирамиды из замерзшего дерьма надо было обладать искусством левитации. Блевать и левитировать одновременно – этому бы позавидовали самые искушенные йоги. А ветер все усиливался, и народный эвфемизм отправления физиологических потребностей «пойти до ветру» означал уже быть ветром унесенным. Унесенные ветром – это те, кто пошли до ветру в тундре. Но надо же что-то предпринимать. Беру лопату, нахожу с подветренной стороны скотобойни снежные наносы, и выкапываю в двухметровой толще снега одноразовый биологический туалет. Отделался легкими обморожениями мизинцев.

Ждать погоду на базе означает – пить чай и смотреть телевизор. Мне надо писать статью, но писать я могу только в общем зале, где чай и телевизор. Значит, пишу и смотрю одновременно. Не могу сказать, что российское телевидение за эти дни подорвало мою психику, но это был самый травматический опыт за последние годы жизни в разных странах. Туалет со сталагмитами замороженного говна оставляет более позитивные эмоции, чем созерцания лиц пропагандистов и шоуменов, поскольку все телепередачи (или других не видел) сфокусированы на примитивной политической пропаганде и примитивнейших физиологических развлечениях. Отсюда доминирование красного, оранжевого, золотого цветов в оформлении студий, лубочные фигуры, гротеск дизайна в целом – в условиях отсутствия смыслового поля, телепроизводители пытаются удержать зрителя воздействием аудио-визуальных раздражителей. Самое яркое впечатление при встречи с телевизором на меня произвел Стас Михайлов, о котором много слышал, но никогда не видел. По этому поводу лирическое отступление:

Лирическое отступление №1
О ФЕНОМЕНЕ СТАСА МИХАЙЛОВА

Два года тому назад оперный баритон Игорь Гельман, автор замечательной, тонкой музыки на стихи поэтов Серебряного века и учитель музыки в школе подмосковного Троицка, рассказал мне о том, что есть у нас, здесь, на Земле такой Стас Михайлов. При упоминании этого имени Гельмана, интеллигентного, мягкого, уравновешенного человека трясло. Он искренне не понимал, как такая бездарность может пользоваться таким бешеными успехом, собирать полные залы и стадионы, тогда как сам Гельман, с его голосом на пять октав, поющий все лучшее от Пушкина до Бродского, перебивается редкими полуквартирными концертами да частными уроками. Тогда я совершенно не знал, кто такой Стас Михайлов. Единственным ориентиром в мире российской попсы у меня был только Филипп Киркоров. Я так и спрашиваю Гельмана: «Михайлов – это как Киркоров?» - «О, нет! Мерзее! Много крат мерзее...». Помню, я еще удивился, что на том дне поп-культурного компоста, оказывается, может быть стратиграфия.
После того разговора я стал обращать внимание на словосочетание «стас михайлов», и несколько слышал его, как имя нарицательное. С тех пор за два с лишним года я, по прежнему, никогда не слышал и не видел этого человека. И вот, сегодня, 15 марта, суббота. Тундра Ямала. Пурга... Гоняем чай и ждем погоду. На кухне жилого блока скотобойни фактории Юрибей, где мы с нашей маленькой экспедицией нашли стол и кров, имеется в придачу телевизор и по нему выступает он! Стас Михайлов! Я отложил в сторону кружку, и очень внимательно его рассмотрел и прослушал его песенное исполнение до конца. И вот какие у меня возникли мысли от увиденного.

Когда я учился в младших классах средней школы и на время летних каникул ездил в пионерский лагерь, тогда, в середине 1970-х среди старшеклассников и ребят из первого (т.е. старшего) отряда было очень круто (тогда это называлось «модно») быть в курсе новостей из мира ВИА – вокальных инструментальных ансамблей. Когда я сам дорос до старших классов, мои одноклассники даже создали самодельную группу «Судорога», и записывали свой трэш на бобинные домашние магнитофоны. Это не было ВИА, это было напротив - протест против официальной песенной эстрады, народный панк с ударными инструментами типа клизмой-по-столу. ВИА они уже тогда научились презирать, и плакат, который я для «Судороги» смастерил посредством примитивного фотомонтажа был намеренно выверен в стиле конвертов от настоящих пластинок группы «KISS». За это можно было поиметь неприятности в райкоме комсомола, но нашу школу крышевала директриса «баба Валя», с партийным стажем от первого съезда РКП(б), со связями на крутом оборонном заводе, подшефной которому была наша школа. Поэтому мелкие чиновники из проверяющих инстанций боялись лишний раз к нам заходить, и в нашей 55-й школе процветало вольнодумство, с чем можно связать произведение этой заурядной, в плане образования, школой подозрительно высокого количество известных академиков - Казначеев, например, Молодин и другие.
Оттуда же и разнообразие музыкальных жанров, в которых мы импровизировали в стенах нашей альма-матер. Секретарь комсомольской организации и классный гитарист Сергей Моньков в свои 13 лет был человеком, которому поэт и депутат Александр Розенбаум обязан нашему знакомству. К 15-ти годам мы создали настоящий джазз-банд, и лабали Армстронга на народных инструментах. После «Тройки» Свиридова (диплом лауретов городского конкурса – sic!), разучить Хэллоу Долли казалось парой пустяков. Я воспроизводил посредством баяна соло трубы, Монькову же пришлось освоить контрабас. Балалайка – Юра Саламатов, ныне герой, пожарник, полковник МЧС и т.д. Фортепьяно – парень из другого класса, имени не помню. А за ударной установкой – Кирилл Кашликов, актер киевского Театра русской драмы им. Леси Украинки, народный артист, не хрен собачий. Поэтому творчество групп «Судорога» и KISS мы воспринимали с некоторой долей дружелюбного снобизма, присущем наглым начинающим джазменам.

ВИА и тяжелый рок в те времена уже состояли в бинарной оппозиции гендерного детерминизма и, выраженных аудиальными кодами, пубертатных энергий. Мягкие, незамысловатые мелодии ВИА и простые сентиментальные тексты про любовь – это для девочек. Скоро взойдет звезда Юры Шатунова и под «Ласковый май» намокнут трусики последних советских девственниц. А всякие «хэвиметал» с эстетикой бешенного перфоратора и поэтикой в тротиловом эквиваленте – они для мальчиков.
Это через несколько лет наиболее желанными сужеными станут бизнесмены и/или бандиты, через полтора десятилетия – чиновники, через два – политики, а тогда все девочки ждали своего Германа из ВИА, даже если имели на стене в общежитии висит плакат Майкла Джексона. Джексон - так... свет дальних звезд, ведь только дура может надеяться на взаимность Майкла Джексона, Дитера Болена или даже Киркорова. А вот барабанщик из условной «Судороги» вчера подругу подруги в кино позвал... Парень из районного ВИА – всегда условно-сбыточная реальность, особенно когда сама почти модель. Осталось додавить прыщи и сбросить пару килограммов...

Тем девочкам сегодня за полтинник. Неюный невзрачный Стас Михайлов – это их коллективный, в меру обрюзгший, сверх меры бездарный «парень-из-ВИА». Можно внести в юнгианский католог, наряду с вечно близкой и вечно ускользающей «Тенью», и другими архетипами...

P.S. В телевизоре конферансье представил Стаса Михайлова именно так: «Любимец женщин любого [читай «вне» - К.Б.] возраста». Уж климакс близится, но Герман, все-таки, пришел.

Ближе к вечеру ветер стих, разогнав облака. Наступил дивный морозный вечер с пронзительным, хрустальным воздухом. Мы облачились в малицы, завели снегоходы, и помчались сверлить свой хрустальный лед.
Поскольку технология уже отработана, времени потратили немного. Взяли по две колбы ила с двух озер.

После заката, когда сумерки самые красивые, на горизонте возникла колонна, идущая по зимнику на Бованенково. Зрелище завораживало некой первобытной мощью, как если бы там вместо тяжелых грузовиков шла колонна мамонтов. Но мамонты вымерли, и горбатые тягачи успешно заполняли оставшиеся после них дыры в пейзаже, с таким же драматическим напряжением противостоя тундре. Я был на Бованенково осенью. Те же самые тягачи в своей среде, в ландшафте уже отвоеванном у тундры, и изгаженном, производили впечатление омерзения. Здесь же они были красивы. Противостояние тундры и машин космоса и техноса выглядело гармоничным. Техника, идущая по зимнику не выглядела покоряющей и подавляющей природу. Надсадно ревущие всем своим крутящим моментом стальные мамонты выглядели временными точками на фоне грандиозных снегов и вечного неба, и, соответственно, критерием вечности и бесконечности, - категорий, данных нам, если не в осмыслении, то в ощущении. Особенно в этих широтах.
Поэтому, в движение грузовиков по тундре было что-то от архетипа Пути. Или, Дао, как говорят китайцы.
Вернулись на базу уже ночью. Ветер совсем стих, луна была полной, и ехать в ночных заснеженных холмах тундры, даже в деревянном коробе, было полным даосизмом.

16.03 / 6-й день
Последние колбы ила

К утру погода снова изменилась. Потеплело, стало ветрено. Мы снова облачились в малицы, все, кроме Мари, которой в своем комбинезоне и нордфейсефской куртке было не холодно, и отправились на новое озеро. Оно было совсем мелким. В одном месте бур, пробив лед, вместо воды вырвал на поверхность ошметки земли и травы. Озеро на мелководье промерзло до дна. Второе также не отличалось глубиной. Тем не менее, насверлив прорубей, мы заполнили илом все свои пробирки. На этом – все. Возвращаемся на базу, пить чай, общаться, и собираться в обратный путь.
Наша работа закончена, работа Мари только начинается. Ей предстоит провести несколько месяцев над микроскопом, чтобы изучить стратиграфию ила, добытого со дна озер, по миллиметрам. Палеоботаника – наука удивительная! Здесь, на Земле, редко что так хорошо сохраняется во времени, как пыльца растений, и редко, что пребывает в более распыленном состоянии. И вот биологи обнаружили, что слой ила северных озер, представляет собой уникальный источник истории флоры всех обозримых эпох, не смотря на свою небольшую толщину, что даже хорошо. Чистая стратиграфия, ничего лишнего. Мари рассматривает свои колбы, и видит то, что видел бы какой-нибудь пришелец, если бы летел он к Земле со скоростью света миллионы лет, и снимал бы Ямала на свой космический «айфон». Вот полуостров формировался как левобережье Обской губы из намытых Обью отложений. Вот эпоха древнейших, ныне не встречающихся, хвощей. Вот появилась трава. А это период лесов, которыми был покрыт Ямал семь тысяч лет тому назад. Можно проследить, как менялся состав травы от первых мамонтов к последним, как влияло одомашнивание оленей, изменение численности стад на количество и качество ягельных мхов. Много чего можно узнать, благодаря методам современной науки. А чего-то узнать все еще по прежнему невозможно. Взять для примера одно озеро на севере Канады, в центре континента. Удалось выяснить, что оно никогда в своей истории не было частью отрытых, соединенных с морями и океанами водоемов. Вопрос – откуда рыба в этом озере, если также известно, что ее здесь никто никогда не разводил.
Остаток дня провел, гуляя по окрестностям, благо, погода способствовала тому, чтобы гулять не в малице, а в пуховике, который здесь даже при отсутствии ветра, ощущался легким и прохладным, как ветровка. Не понимаю почему, но та одежда, которая зимой при низких температурах в других природно-климатических зонах, кажется теплой и даже жаркой, в тундре ощущается слишком легкой. Видимо, все дело – в давлении пространства. Если в горах небо лежит на вершинах, и человек под небом как под крышей, то в тундре небо давит непосредственно на человека, как на атланта, и может раздавить. Особенно, если ты сам по себе, без местного многотысячелетнего опыта и знаний, сконденсированных... ну, хотя бы, в малице.

Лирическое отступление №2
ПОБЕРЕЖЬЕ ТЕХНОГЕНА

Любой город, если взглянуть на него с высоты самолета, или хотя бы на google-map, напоминает остров. Особенно, если это город или поселок расположен на относительно ровном природном ландшафте. Поселок Юрибей, он же «331километр», согласно классификации Газпрома, маленький настолько, что увидеть его границы, омываемые со всех сторон тундрой, можно, не взлетая над ним ни на седьмое, ни на какое небо. Весь поселок представлен десятком модульных зданий, да несколькими десятками блоков, как если бы Диоген имел последователей-фундаменталистов, и те образовали бы на Ямале колонию-поселение и рядами своих жилых бочек составили бы улицы и кварталы. В этом предположении нет ничего фантастического, ибо древние греки тем только и занимались, что забирались на край света, или, выражаясь антично, Ойкумены, где учреждали колонии. Ну, а Ямал, да Юрибей аскеты-киники в полной мере оценили бы. В самом деле, лучшего места для упражнения в добродетели аскезы, чем тундровые цивилизованные поселения, придумать трудно. Вот стойбища ненцев в качестве таковых совершенно не подходят. Какой с тебя ты аскет, если у тебя оленей тысяча голов, и сам ты весь такой веселый в своей малице? И чум у тебя ладный, и нарты твои легкие, и земля твоя – от горизонта до горизонта – каслай куда хочешь... А вот цивилизованные, с позволения сказать, поселки – они как раз для аскетов. Та же тундра, то же небо, но то, что ненцу дом, то покорителю Севера край света. Поэтому ненцы тут просто живут, покорители же – выживают. Остров – часть суши, со всех четырех сторон света окруженная водой. В каком агрегатном состоянии должна пребывать вода, учебник географии не уточняет. И белая, искрящаяся на солнце и морозе вода, покрывающая тундру от горизонта до горизонта, обступает Юрибей-поселок, наводняет его улицы, заносит сооружения по кровлю.

Прогулки на закате вокруг поселка могут быть приятными или нет, - в зависимости от настроения. Соответственно, и в объектах созерцания можно увидеть все – от хаоса до концептуального искусства. Вот сани, на санях короб, в коробе освежеванные туши оленей, теснятся, как в горловине мясорубки. Последний момент каслания... Картина, в качестве аллегории, годится для масштабной миссии, по силу лишь масштабным поэтам. Поэтому вспомнился Гоголь и его поэма «Мертвые души».

Лирическое отступление №3
ТРОЙКА ПРИЕХАЛА

"Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась! И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади.
Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом! Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства." (Н.В. Гоголь "Мертвые души")

17.03. / 7-й день
Отъезд
Утро прошло в неспешных сборах немудреных экспедиционных пожиток. Ребята нас подвезли на снегоходах к станции, где уже собралось все население Юрибея. Как много народу, оказывается, обитает в этом безлюдном, с виду поселении. И все про все знают, в том числе и про нас.
- Вы с Новосибирска? – обратился ко мне человек, похожий на станционного смотрителя.
- Ну, да.
- Я тоже. В НИИЖТе учился.
- А жил где?
- На площади Калинина.
- Я тоже...
Парень улыбался всеми зубами. Есть шутка, которая шутка только отчасти, что для сибиряков земляки – это все, кто к востоку от Урала, а тут прямо соседа встретил.

- А чей это вы их фотографируете, а нас не фотографируете, - донеслось со стороны группы наряженных по моде теток, украсивших себя по поводу прибытия поезда.
Женщина и в тундре хочет оставаться женщиной, вот и поезд для них – социальное событие, требующее макияжа.
- Пожалуйста.
Сфотографировал, конечно. Они попозировали, и пошли себе дальше, не сказав, надо ли им прислать их изображения и куда.
Поезд задерживался. Его ожидал в приподнятом настроении, как ждут праздника, или, во всяком случае, события. Не просто встреча с цивилизацией, но с явлением, прорывающим монотонную рутину быта, открывающим за его пыльным покровом некие скрытые смыслы. Он, в конце концов, и появился, как событие, выкатившись внезапно из белых холмов. Чем не событие – повстречать в чистой тундре паровоз? Тем более, что когда бы паровоз не появился бы – по расписанию, или позже, его явление – это всегда конец. И начало. Конец ожидания и начало пути, превращающий все перроны мира в экзистенциально-пограничную черту. Mind the gap. Точнее и не скажешь. Оттого ли поезд в XX веке стал одним из новых архетипов, каковым он предстает в метафизической живописи Джорджо де Кирико. Доживи маэстро Кирико до нашего времени, увидел бы поезд в тундре, тронулся б подобно поезду, но рассудком, может и совсем гениальное нечто нарисовал бы. А посетил бы СССР в расцвете лет, так, глядишь и лично в 501-й стройке поучаствовал.

Мы загрузились в свой вагон. Слава богу на сей раз у нас первые места, сразу за купе проводников. Выходим прощаться. Данила тут, а Родион увидел знакомого в окне одного из вагонов, и стоит окном его купе и беседует с ним по мобильнику. Потом спохватился, прибежал к нам попрощаться. Сейчас поезд тронется, а им несколько суток на своих снегоходах объезжать чумы родни, да продвигаться постепенно в Яр-Сале, то есть пересекать Ямал с запада на восток. И они ничуть не озадачены этим обстоятельством, а напротив, даже ему рады. Когда ненец собирается в путь, у него зажигаются глаза и он переживает Это непередаваемое чувство пространства, что на оленях, что на «ямахах», остаются все теми же номадами Крайнего Севера, парнями куда более крутыми, чем ковбои Дикого Запада, пересевшие с коней на «харлеи».

Поезд тронулся, поехал потихоньку со скоростью велосипеда. В вагоне тепло, чисто и чай горячий. Такие поездки перезагружают сознание достаточным образом для того, чтобы радоваться мелочам. За окном кругом олени, по обе стороны дороги. На станциях они подходят к вагонам и смотрят. «Так вот ты какой, железный аргиш Газпрома», - думают северные олени, и в своем изумлении они правы, а заглянув вовнутрь, удивились бы еще больше. Я вот, проездив в плацкартах большую часть страны и половину жизни, удивляюсь этому поезду и его пассажирам. Что такое обычный плацкарт, данный нам, как Ленину – материя, в ощущениях? Это мужские носки, которые следует отметить маркировкой «био» - они гибнут на владельцах, не познав химии стиральных порошков. Это женщины, приступающие к употреблению вареной курицы, вареных же яиц с не менее вареной колбасой до того, как поезд покинул границы их станций отправления. Это молодежь, употребляющая свое бесконечное недорогое пиво под низкопробные бюджетные закуски. Это серые сырые простыни, назойливые разговоры, грязные туалеты.

В плацкарте поезда Газпрома я этого всего не обнаружил – ни на пути туда, ни на пути обратно. Вагон был полон мужиков всех возрастов, возвращающихся с заполярной вахты – и ни разу не почудилось запаха пота, не говоря уже о характерно пахнущих носках. В ином плацкарте, где чужие ноги также торчат с вторых полок, по степени загрязнения можно определять возраста пассажиров. Здесь же весь этот контингент был вызывающе чист и опрятен. Все были абсолютно трезвы. Все разговаривали в полголоса, чтобы не потревожить окружающих. В вагоне – тишина, хотя многие общаются. В разговорах – рассудительность, уверенность, ответственность. В советские времена работа «на северах» хотя и рисовалась в радужных романтических тонах, но считалась уделом люмпенов, маргиналов, авантюристов, любителей «длинного рубля». Здесь же чувствуется иная генерация людей, строящих свою жизнь не по шаблону, не ищущих легких путей, и отвечающих за путь собою избранный. Позже мне попалась социологическая книжка «Новые отходники». Видимо, социологи тоже обратили внимание на это явление.

Постепенно стемнело. За окном висела полная луна и отражалась каждой земной снежинкой. Мириады лунных снежинок слагались в серебристую бесконечность тундры. Поезд медленно, осторожно, словно на цыпочках, пробирался по тундре, на юг. На материк.


Добавить комментарий

ВНИМАНИЕ! По требованию российского законодательства, запрещены комментарии, содержащие не цензурную и сниженную лексику, оскорбления, а также призывающие к межнациональной и социальной розни.

Авторизация через социальные сети

               

Защитный код Обновить

Сегодня в кино

Все события

Календарь новостей

« Август 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Большая политика

Другой взгляд

Наши за границей

Познавательно

Новости

 16.08  Как стать фрирайдером В один из дней получаю от французских коллег-историков посетить их конференцию в Париже. Просто так ...
 16.08  Бостонский марафон Поворот. На часах уже 42, время с момента старта - 2 часа 57 минут и бегут, бегут секунды. Финиш где...
 16.08  ИЗ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНИ МАСТЕРОВ ГРАВИТАЦИИ Человека, впервые оказавшегося на старте Maxi Avalanche, сразу проймет до костей пронзительный резки...
 16.08  Россия, Грузия, Абхазия, Южная Осетия: перевесят ли экономические выгоды политическую конъюнктуру Несмотря на последовательный курс официального Тбилиси на евроатлантическую интеграцию, возможности ...
 16.08  Как Путин очень больно ударил мировую элиту в коленную чашечку. Путин как любитель спорта, здорового образа жизни и успешный геополитик известен давно, а вот как ус...
 16.08  Сирия: обратный отсчёт Совсем скоро, 30 сентября – вторая годовщина начала масштабной военной операции России в Сирии, учас...
 16.08  США поставляют оружие на Украину Американской издание Veterans Today опубликовало документы, подтверждающие продажу Украине партии гр...
 16.08  Загадочные аномалии Черного моря или секретное оружие России В Черном море зафиксированы аномалии, которые привели к выходу из строя GPS. Трудности с навигацией ...
 16.08  Директор детского лагеря в ХМАО ответит за выстрел в живот Управление СКР по ХМАО занялось расследованием уголовного дела о нанесении тяжкого вреда здоровью 11...
 16.08  Новосибирские хирурги установили пациентке два искусственных сердца Операции по пересадке органов совершаются достаточно давно и спасли не один десяток человеческих жиз...
 16.08  Томские учёные создали лампу, способную победить депрессию Сибирский город Томск не только богат всевозможными памятниками архитектуры, но ещё и вполне заслуже...
 16.08  Tesla построила «домик на колесах» для рекламы чистой энергии Лучший способ продемонстрировать достоинства своей продукции — дать людям возможность её опробовать ...
 16.08  Что общего у Маргарет Митчелл и Скарлетт О’Хара, или Почему автор «Унесенных ветром» не любила свою … Большинство поклонников романа «Унесенные ветром» знают о его героине Скарлетт О'Хара намного больше...
 16.08  За что Евдокию Завалий прозвали «Фрау чёрная смерть» Для Евдокии Завалий война началась в 15 лет. Чтобы попасть на фронт, ей пришлось скрывать свой возра...
 16.08  Самые крупные эпидемии в истории СССР Несмотря на развитие здравоохранения в СССР нашу страну периодически охватывали эпидемические вспышк...
 16.08  Фальшивая Луна американцев Мы никогда не летали на Луну, признал советник Трампа по науке, а посадка "Аполлонов" - фальшивка ми...
 15.08  Уинстон Черчилль – политик-импрессионист, подаривший миру 500 живописных полотен Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль IV(1874-1965) - 12-й герцог Мальборо пэр Англии, лорд Адмиралтейств...
 15.08  А вместо сердца - чкаловский мотор! Только благодаря перелету советского экипажа через Северный полюс в США Европа увидела легендарный «...

Главные новости города

 16.08  ВСТРЕЧАЙ ОСЕНЬ ЯРКО ВМЕСТЕ С СИТИЛИНК Электронный дискаунтер снова радует жителей Магнитогорска специальными предложениями в преддверии но...
 10.08  В Кадастровой палате выдают сертификаты электронной подписи Южноуральцы могут получить электронную подпись. Услугу по выдаче сертификатов оказывает филиал Федер...
 10.08  Как оригинально отметить день рождения ребёнка? Когда-то, для того чтобы придумать, как ярко и незабываемо отметить день рождения ребёнка, приходило...
 09.08  До наступления осени ветхоаварийные дома будут снесены, участки – прибраны В Магнитогорске продолжается снос ветхоаварийных зданий. В рамках работы по данному направлению глав...
 08.08  Большой праздник для строителей Магнитки Празднование Дня строителя пройдет в Магнитогорске 11 августа на площади Торжеств. Специальный гость...
 08.08  В чем отличия современной стоматологии от стоматологии прошлого? В более безболезненном лечении, наличии новых материалов, технологий и оборудования. А также в том, ...
 07.08  Уральцы могут поместить фитнес-тренера в карман 7 августа 2017 года. Урал. Россияне все чаще используют мобильные технологии для ЗОЖ. По данным ВЦИО...
 07.08  «Art world – Мир искусства» – яркое событие этого лета! Первый фестиваль визуальных искусств «Art world – Мир искусства» собрал на площади Дворца культуры м...
 04.08  Лето-2017: зачем едут за границу мужчины и женщины 4 августа 2017 года, Екатеринбург. С начала лета уральцы объехали больше половины земного шара, побы...
 04.08  Спорт в Магнитке: инфраструктура, достижения и ГТО Сегодня на малом аппаратном совещании начальник управления по физической культуре, спорту и туризму ...
 04.08  На карте Южного Урала появились новые «скоростные» города 3 августа, Челябинск. Скоростной мобильный интернет стал доступен 2,5 миллионам челябинцев. Жители 4...
 03.08  Город расцветает на глазах В эти дни конкурсная комиссия подводит итоги второго этапа смотра-конкурса «Чистый город-2017». Сотр...
 02.08  «МегаФон» начисляет мегабайты за платежи банковской картой С 1 августа держателям банковской карты «МегаФона» будут начисляться мегабайты за каждую оплату това...
 02.08  Когда таблетки вне закона С начала года Челябинской таможней было выявлено 14 фактов перемещения в личном багаже лекарственных...
 01.08  Какие факторы влияют на ЕГЭ? По версии CPRF в этом году на сдачу ЕГЭ повлияло не только подготовка учеников и преподавателей. Не...
 01.08  Успейте подать заявку на участие в конкурсе В регионе учредили ежегодную стипендию губернатора Челябинской области Бориса Дубровского для поддер...
 31.07  В Магнитогорске сотрудники полиции организовали праздничное мероприятие для детей сотрудников, погиб… Руководство управления МВД России по г. Магнитогорску и Совет ветеранов уделяют особое внимание семь...
                   
 

Новости Города

   

Ситуация

Официально

Анонсы

События

ЧП

Бизнес

Люди

Интересное

 

Все Новости

   

Политика

Экономика

Общество

Происшествия

Культура

Технологии

Спорт

Образ Жизни

 

Глянец

   

Мода

Светская Хроника

Успех

Стиль Жизни

Путешествия

Кино

Музыка

Книги

Леди

   

Семья

Красота

Домоводство

Еда

Здоровье

Секс

Карьера

Психология

 

Авто

   

Новинки

Автоправо

Безопасноть

Автобизнес

Тест-Драйв

Автоспорт

Тюнинг

Автоледи

 

Мы в социальных сетях

                             
             
                             

Перепечатка авторских материалов допускается только с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал.

 

Ответственность за достоверность информации в рекламных материалах несёт рекламодатель.

 

Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции и создателей сайта.

 

 

Адрес редакции: 455037, Челябинская обл.
г. Магнитогорск, ул. Советской Армии д. 47,
т.: (3519) 49-65-35, e-mail: info@1mgn.ru

  
Главная  |  Реклама на сайте  |  Карта сайта  
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru  
 

Почитать

   

Другой Взгляд

Познавательно

Наши за Границей

Искусство в Деталях

Оружейная Палата

Большая Политика

Путевые Заметки

Hi-Tech

Спецпроекты

   

Конкурсы

Половодье

Театральная Магнитка

Любимое Место

Что нового

Наши на Олимпиаде

Люди дела

Просто Бизнес

 

Юмор

   

Всяко Разно

Истории

"Улетное" Видео

Бредовости

Аткрытки

Народное творчество

Демотиваторы

Усы, Лапы, Хвост

 
 
 
 
    Материалы сайта для читателей старше 18 лет.   18+
    Copyright © 2012 www.1mgn.ru Все права защищены ©
    Создание сайта: Магнитогорское Интернет Агентство

Авторизация или Регистрация

Авторизация

Регистрация

User Registration
или Отмена