Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

Революция в обучении или мы – это и есть система

Оцените материал
(0 голосов)

Несколько дней назад на британской выставке Bett Show-2017, как всегда, с блеском выступил сэр Кен Робинсон, автор книг, спикер и международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях. Публикуем перевод его выступления.
Как уже упомянули докладчики передо мной, я выступал с речью на одной из конференций TED Talk порядка десяти лет назад, и создается впечатление, что ее слышали абсолютно все. Не сочтите это за комплимент самому себе. Так вот, я в этой речи (да и в процессе всей своей работы) пытался донести следующую мысль: дети - очень креативные, изобретательные и способные существа, но при этом эти качества (с которыми они рождаются) далеко не всегда правильно развиваются. Их развитие - это дело воспитания и образования. И я всегда говорил, что наша современная система образования попросту не подходит для развития тех талантов, которые нужны нынешнему обществу.


Подумайте сами: дети обожают учиться, узнавать что-то новое. У некоторых из вас есть дети, а все остальные, скорее всего, их видели. Так вот: когда ребенок рождается, это - бездонная упаковка возможностей. И они обожают учиться, при этом они учатся даже без вашего непосредственного участия. Подумайте сейчас, чему ребенок учится в первые полтора года своей жизни. Например, они учатся говорить. Если подумать, обучение речи и языку - вещь крайне сложная, люди, изучавшие в своей жизни иностранный язык, меня поймут.
Приведу пример из своей жизни. Я учил французский язык в школе, и обожал своего учителя французского. Так вот, даже при том, что я любил уроки французского и у меня был грамотный учитель (у него даже жена была француженка), я выучил язык, мягко говоря, не идеально.
А теперь представьте себе, что новорожденный ребенок выучивает родной язык за 18 месяцев, и даже если он вырастает в среде, где говорят на нескольких языках, он овладевает ими всеми. При этом вы его языку специально не учите. Почему? Потому что, скорее всего, вы бы не смогли, даже если бы захотели: это слишком сложно, у ребенка не было бы на это времени, а у вас - терпения.
Вкратце это работает примерно так: ребенок слышит, как его папа произносит некие звуки. Эти звуки не случайны: они обозначают имена вещей (мы называем их существительными). В течение следующего года ребенок выучит примерно 5000 таких звуков. Некоторые из этих звуков обозначают не сами вещи, а то, что мы с ними делаем (мы такие звуки называем глаголами), а если немножко поупражнять свой голос, то можно сказать не только то, что мы делаем, а то, что мы делали (в прошлом) или сделаем (в будущем). Только дети воспринимают все это подсознательно.
Что меня всегда интриговало (и до сих пор интригует) - это то, что хоть дети и любят учиться, далеко не все любят, когда их учат. И я убежден - проблема в том, что современные школы не развивают это «желание учиться». И многие дети (и в дальнейшем подростки) проходят через школу, думая, что они ни на что не способны, - и не потому что это так, а потому что школа не нашла, на что же они способны.
Проблема - в системе. Потом мы третируем наших детей за то, что в рамках этой проблемной системы они существуют с трудом.
Если вы создаете систему для чего-то конкретного, - не удивляйтесь, если именно это вы и получите. И если вы создаете образовательную систему, основанную на унификации, дисциплине и ничтожности человеческой жизни - не удивляйтесь, если именно эти идеалы будут в головах учеников.
Современная школьная система построена на очень узком определении «способного», а значит, - и на очень широком определении «неспособного».
Еще один пример из жизни: когда я был ребенком, я ходил в школу «для детей с особыми потребностями» (хотя она так и не называлась). Там были дети с разными болезнями: астма, гидроцефалия, сердечные проблемы, люди перемещались на колясках, костылях... При этом спроси любого учителя этой школы - и он ответит, что особо не ожидал, что кто-то из учеников чего-то добьется в жизни. Почему? Потому что их физические проблемы мешали им стать «способными» согласно тому узкому определению, которое устоялось в обществе. И подобное отношение свойственно абсолютному большинству.
Перейду ближе к теме. За последние несколько лет разные чиновники в разных странах пытались разными способами «улучшить образование». И получалось не очень - в первую очередь потому, что эти чиновники, как правило, не имеют ни малейшего понятия, как учить детей. Два самых популярных способа «улучшения» - это стандартизация (унифицированные программы, экзамены) и конкуренция (учеников в классе, учителей, школ, стран между собой). И оба эти подхода обречены на смерть, и наш долг - как родителей и причастных - сопротивляться этому и пытаться гуманизировать образование. Надо не забывать, что человек - превыше всего. Забыв это, мы теряем самих себя как людей.
И это не только возможно - это уже потихоньку происходит. Происходит медленно, но эта революция - настоящая, «снизу». Это как с однополыми браками: их разрешили не потому, что парламент собрался и сказал «наверно, настало время их разрешить», а потому что обычные люди собрались и дали государству понять: «Ну пора уже!»
Почему система такая узконаправленная? Государство вам скажет, что причины - экономические («так дешевле и продуктивнее»), но я еще не встретил ни единого экономиста, который бы поддержал эту систему. К тому же, несмотря на то, что эта система, мол, «готовит подростков к жизни», уровень безработицы среди молодежи продолжает расти (естественно, образование - не единственная причина, но это и не решение проблемы тоже).
Мне часто говорят: «Я слышал вашу речь на TED, но вы только сказали, кто виноват, а не что делать!» А решение не обязательно должно быть единым: важно просто дать учителям делать их работу, находить индивидуальные подходы в зависимости от условий. Но у меня есть и свое предложение - перестать разделять детей по возрасту. Нигде в мире не разделяют людей по возрасту, кроме как в школе. Дети учат разные предметы разными темпами, и это далеко не так серьезно коррелирует с возрастом, как многие думают.
Стоит также заметить, что интересы детей, в особенности игровые интересы, меняются с течением времени. Я свято убежден (как и многие), что игра очень важна для развития ребенка, и моя организация недавно провела исследование: мы спросили родителей, сколько времени их дети проводят на улице, играя: без строгого присмотра, просто гуляя на игровой площадке и взаимодействуя с другими детьми. Как оказалось, в среднем - это меньше часа в день. Для сравнения, британские законы требуют, чтобы даже в самых строгих тюрьмах заключенным отводили минимум два часа на улице, вне своих камер. Наши дети практически сидят под стражей в своих домах! Причин тому несколько: параноидальные родители (которые не хотят оставлять ребенка без присмотра ни на секунду, особенно на улице), развитие видеоигр, но в том числе - давление образования.
Поясню. В последнее время в медицинских словарях появился термин СДВГ - синдром недостатка внимания и гиперактивности. Его диагностируют всем подряд и выписывают рецепты на страшные лекарства, просто, если ребенок не в состоянии усидеть смирно за партой. Вопрос стоит: неужели это так плохо? Если ребенок хочет двигаться - может, ему разрешить? Детей принуждают сидеть за партами, не двигаясь, большую часть дня, и это деструктивно влияет на их активность. Поэтому я всегда был сторонником «уличных дней», когда детей выпускают на улицу и проводят все уроки на открытом воздухе, в более свободной атмосфере.
Итак. Что с этим делать? Повторюсь: я убежден, что каждый человек рождается очень талантливым, но эти таланты - это как полезные ископаемые: они зарыты глубоко под поверхностью, их надо оттуда достать и обработать. Если ребенок вырастет в семье, где говорят на четырех, пяти языках - он выучивает их все, и не потому, что у него есть талант к лингвистике, а потому что он в них погружен с самого детства. Но это надо развивать, и это, конечно, зависит от родителей.
Еще момент. Мне нравится такая метафора: каждый человек живет в двух мирах одновременно. Один мир - физический, «внешний», который нас окружает, - он существует независимо от нашего существования. Он был до нас и, скорее всего, будет после нас. Но есть и второй мир - внутренний, духовный - который существует только благодаря нам. Он появился, когда мы родились, и исчезнет (либо изменится до неузнаваемости) с нашей смертью.
Наши школы полны информации о «внешнем» мире, но «внутреннему» уделяется слишком мало внимания. А именно «внутренний» мир определяет, интересно ли нам обучение или нет, нашу самооценку, понимание, чего мы стоим. Школы идут по пути стандартизации и «упаковки» образования в несколько узких дисциплин, но это происходит за счет того, что «внутренний» мир каждого человека (на который он в основном и опирается) отодвигается на второй план.
Я хочу привести свое определение «образования», но сначала надо упомянуть, что «образование» и «обучение» - термины по умолчанию субъективные. Разные люди понимают под этим разные вещи, и это нормально. Это как «свобода» - для разных людей определение «свободы» различается. Так что я приведу свое, но не думайте, что вы должны думать так же.
Так вот: цель образования, по-моему, - дать ученикам возможность понять мир вокруг них, а также их собственные таланты, чтобы они стали устоявшимися личностями и активными гражданами.
Еще один пример из жизни. Я в прошлом году был на одном образовательном саммите в Ванкувере и мне выпала честь быть модератором пленарного заседания - оно называлось «Мир во всем мире через мир в самом себе». Я посмотрел программу, и там было сказано, что на заседании будет выступать специальный гость - Далай Лама. Тот самый. И мне нужно было его представить. Надо понимать, что он - представитель рода Лама, которому больше 2000 лет, в 16-м поколении, так что сказать надо было многое. Но потом до меня дошло, что его вообще не надо представлять - никто же не подойдет к Далай Ламе и спросит: «Вы - какой из Далай Лам?». Если ваше имя начинается с «тот самый», наверно, вы устоялись в обществе.
Он сказал многое, но вот что мне запомнилось: «То, что вы просто родились - это чудо, так что проведите жизнь соответствующе». И ведь если подумать - что привело к моему рождению? Два абсолютно незнакомых друг с другом человека встретились в ливерпульском пабе сто с лишним лет назад, понравились друг другу, поженились, родили детей, дети выросли, нашли своих вторых половинок, родили своих детей... и так далее. Вероятность, что эта цепочка событий произойдет и приведет к моему рождению - исчезающе мала.
Но многие проживают жизнь, можно сказать, зря, так и не поняв свое предназначение и не «найдя себя». Согласно статистике, вторая по частоте причина депрессии - именно это «ощущение бесполезности», и многие люди проводят всю жизнь в таком состоянии. И мне кажется, что в этом и должна быть цель образовательной системы - помочь людям «найти себя». К сожалению, пока эта цель не достигается.
Меня многие спрашивают: «А как ты изменишь систему?» А очень просто - мы все ее меняем! Мы - это и есть система. Сконцентрируйтесь на своих детях, не дайте им быть «проглоченными» системой - и вы уже внесли вклад. Если так поступят достаточно семей - и вся система изменится. И эта «революция снизу» уже потихоньку происходит.
Спасибо.


Добавить комментарий

ВНИМАНИЕ! По требованию российского законодательства, запрещены комментарии, содержащие не цензурную и сниженную лексику, оскорбления, а также призывающие к межнациональной и социальной розни.

Авторизация через социальные сети

               

Защитный код Обновить

Сегодня в кино

Все события

Календарь новостей

« Август 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Большая политика

Другой взгляд

Наши за границей

Познавательно

Новости

 16.08  Как стать фрирайдером В один из дней получаю от французских коллег-историков посетить их конференцию в Париже. Просто так ...
 16.08  Бостонский марафон Поворот. На часах уже 42, время с момента старта - 2 часа 57 минут и бегут, бегут секунды. Финиш где...
 16.08  ИЗ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНИ МАСТЕРОВ ГРАВИТАЦИИ Человека, впервые оказавшегося на старте Maxi Avalanche, сразу проймет до костей пронзительный резки...
 16.08  Россия, Грузия, Абхазия, Южная Осетия: перевесят ли экономические выгоды политическую конъюнктуру Несмотря на последовательный курс официального Тбилиси на евроатлантическую интеграцию, возможности ...
 16.08  Как Путин очень больно ударил мировую элиту в коленную чашечку. Путин как любитель спорта, здорового образа жизни и успешный геополитик известен давно, а вот как ус...
 16.08  Сирия: обратный отсчёт Совсем скоро, 30 сентября – вторая годовщина начала масштабной военной операции России в Сирии, учас...
 16.08  США поставляют оружие на Украину Американской издание Veterans Today опубликовало документы, подтверждающие продажу Украине партии гр...
 16.08  Загадочные аномалии Черного моря или секретное оружие России В Черном море зафиксированы аномалии, которые привели к выходу из строя GPS. Трудности с навигацией ...
 16.08  Директор детского лагеря в ХМАО ответит за выстрел в живот Управление СКР по ХМАО занялось расследованием уголовного дела о нанесении тяжкого вреда здоровью 11...
 16.08  Новосибирские хирурги установили пациентке два искусственных сердца Операции по пересадке органов совершаются достаточно давно и спасли не один десяток человеческих жиз...
 16.08  Томские учёные создали лампу, способную победить депрессию Сибирский город Томск не только богат всевозможными памятниками архитектуры, но ещё и вполне заслуже...
 16.08  Tesla построила «домик на колесах» для рекламы чистой энергии Лучший способ продемонстрировать достоинства своей продукции — дать людям возможность её опробовать ...
 16.08  Что общего у Маргарет Митчелл и Скарлетт О’Хара, или Почему автор «Унесенных ветром» не любила свою … Большинство поклонников романа «Унесенные ветром» знают о его героине Скарлетт О'Хара намного больше...
 16.08  За что Евдокию Завалий прозвали «Фрау чёрная смерть» Для Евдокии Завалий война началась в 15 лет. Чтобы попасть на фронт, ей пришлось скрывать свой возра...
 16.08  Самые крупные эпидемии в истории СССР Несмотря на развитие здравоохранения в СССР нашу страну периодически охватывали эпидемические вспышк...
 16.08  Фальшивая Луна американцев Мы никогда не летали на Луну, признал советник Трампа по науке, а посадка "Аполлонов" - фальшивка ми...
 15.08  Уинстон Черчилль – политик-импрессионист, подаривший миру 500 живописных полотен Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль IV(1874-1965) - 12-й герцог Мальборо пэр Англии, лорд Адмиралтейств...
 15.08  А вместо сердца - чкаловский мотор! Только благодаря перелету советского экипажа через Северный полюс в США Европа увидела легендарный «...

Главные новости города

 16.08  ВСТРЕЧАЙ ОСЕНЬ ЯРКО ВМЕСТЕ С СИТИЛИНК Электронный дискаунтер снова радует жителей Магнитогорска специальными предложениями в преддверии но...
 10.08  В Кадастровой палате выдают сертификаты электронной подписи Южноуральцы могут получить электронную подпись. Услугу по выдаче сертификатов оказывает филиал Федер...
 10.08  Как оригинально отметить день рождения ребёнка? Когда-то, для того чтобы придумать, как ярко и незабываемо отметить день рождения ребёнка, приходило...
 09.08  До наступления осени ветхоаварийные дома будут снесены, участки – прибраны В Магнитогорске продолжается снос ветхоаварийных зданий. В рамках работы по данному направлению глав...
 08.08  Большой праздник для строителей Магнитки Празднование Дня строителя пройдет в Магнитогорске 11 августа на площади Торжеств. Специальный гость...
 08.08  В чем отличия современной стоматологии от стоматологии прошлого? В более безболезненном лечении, наличии новых материалов, технологий и оборудования. А также в том, ...
 07.08  Уральцы могут поместить фитнес-тренера в карман 7 августа 2017 года. Урал. Россияне все чаще используют мобильные технологии для ЗОЖ. По данным ВЦИО...
 07.08  «Art world – Мир искусства» – яркое событие этого лета! Первый фестиваль визуальных искусств «Art world – Мир искусства» собрал на площади Дворца культуры м...
 04.08  Лето-2017: зачем едут за границу мужчины и женщины 4 августа 2017 года, Екатеринбург. С начала лета уральцы объехали больше половины земного шара, побы...
 04.08  Спорт в Магнитке: инфраструктура, достижения и ГТО Сегодня на малом аппаратном совещании начальник управления по физической культуре, спорту и туризму ...
 04.08  На карте Южного Урала появились новые «скоростные» города 3 августа, Челябинск. Скоростной мобильный интернет стал доступен 2,5 миллионам челябинцев. Жители 4...
 03.08  Город расцветает на глазах В эти дни конкурсная комиссия подводит итоги второго этапа смотра-конкурса «Чистый город-2017». Сотр...
 02.08  «МегаФон» начисляет мегабайты за платежи банковской картой С 1 августа держателям банковской карты «МегаФона» будут начисляться мегабайты за каждую оплату това...
 02.08  Когда таблетки вне закона С начала года Челябинской таможней было выявлено 14 фактов перемещения в личном багаже лекарственных...
 01.08  Какие факторы влияют на ЕГЭ? По версии CPRF в этом году на сдачу ЕГЭ повлияло не только подготовка учеников и преподавателей. Не...
 01.08  Успейте подать заявку на участие в конкурсе В регионе учредили ежегодную стипендию губернатора Челябинской области Бориса Дубровского для поддер...
 31.07  В Магнитогорске сотрудники полиции организовали праздничное мероприятие для детей сотрудников, погиб… Руководство управления МВД России по г. Магнитогорску и Совет ветеранов уделяют особое внимание семь...
                   
 

Новости Города

   

Ситуация

Официально

Анонсы

События

ЧП

Бизнес

Люди

Интересное

 

Все Новости

   

Политика

Экономика

Общество

Происшествия

Культура

Технологии

Спорт

Образ Жизни

 

Глянец

   

Мода

Светская Хроника

Успех

Стиль Жизни

Путешествия

Кино

Музыка

Книги

Леди

   

Семья

Красота

Домоводство

Еда

Здоровье

Секс

Карьера

Психология

 

Авто

   

Новинки

Автоправо

Безопасноть

Автобизнес

Тест-Драйв

Автоспорт

Тюнинг

Автоледи

 

Мы в социальных сетях

                             
             
                             

Перепечатка авторских материалов допускается только с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал.

 

Ответственность за достоверность информации в рекламных материалах несёт рекламодатель.

 

Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции и создателей сайта.

 

 

Адрес редакции: 455037, Челябинская обл.
г. Магнитогорск, ул. Советской Армии д. 47,
т.: (3519) 49-65-35, e-mail: info@1mgn.ru

  
Главная  |  Реклама на сайте  |  Карта сайта  
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru  
 

Почитать

   

Другой Взгляд

Познавательно

Наши за Границей

Искусство в Деталях

Оружейная Палата

Большая Политика

Путевые Заметки

Hi-Tech

Спецпроекты

   

Конкурсы

Половодье

Театральная Магнитка

Любимое Место

Что нового

Наши на Олимпиаде

Люди дела

Просто Бизнес

 

Юмор

   

Всяко Разно

Истории

"Улетное" Видео

Бредовости

Аткрытки

Народное творчество

Демотиваторы

Усы, Лапы, Хвост

 
 
 
 
    Материалы сайта для читателей старше 18 лет.   18+
    Copyright © 2012 www.1mgn.ru Все права защищены ©
    Создание сайта: Магнитогорское Интернет Агентство

Авторизация или Регистрация

Авторизация

Регистрация

User Registration
или Отмена