Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

Главные новости

Революция в обучении или мы – это и есть система

Оцените материал
(0 голосов)

Несколько дней назад на британской выставке Bett Show-2017, как всегда, с блеском выступил сэр Кен Робинсон, автор книг, спикер и международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях. Публикуем перевод его выступления.
Как уже упомянули докладчики передо мной, я выступал с речью на одной из конференций TED Talk порядка десяти лет назад, и создается впечатление, что ее слышали абсолютно все. Не сочтите это за комплимент самому себе. Так вот, я в этой речи (да и в процессе всей своей работы) пытался донести следующую мысль: дети - очень креативные, изобретательные и способные существа, но при этом эти качества (с которыми они рождаются) далеко не всегда правильно развиваются. Их развитие - это дело воспитания и образования. И я всегда говорил, что наша современная система образования попросту не подходит для развития тех талантов, которые нужны нынешнему обществу.


Подумайте сами: дети обожают учиться, узнавать что-то новое. У некоторых из вас есть дети, а все остальные, скорее всего, их видели. Так вот: когда ребенок рождается, это - бездонная упаковка возможностей. И они обожают учиться, при этом они учатся даже без вашего непосредственного участия. Подумайте сейчас, чему ребенок учится в первые полтора года своей жизни. Например, они учатся говорить. Если подумать, обучение речи и языку - вещь крайне сложная, люди, изучавшие в своей жизни иностранный язык, меня поймут.
Приведу пример из своей жизни. Я учил французский язык в школе, и обожал своего учителя французского. Так вот, даже при том, что я любил уроки французского и у меня был грамотный учитель (у него даже жена была француженка), я выучил язык, мягко говоря, не идеально.
А теперь представьте себе, что новорожденный ребенок выучивает родной язык за 18 месяцев, и даже если он вырастает в среде, где говорят на нескольких языках, он овладевает ими всеми. При этом вы его языку специально не учите. Почему? Потому что, скорее всего, вы бы не смогли, даже если бы захотели: это слишком сложно, у ребенка не было бы на это времени, а у вас - терпения.
Вкратце это работает примерно так: ребенок слышит, как его папа произносит некие звуки. Эти звуки не случайны: они обозначают имена вещей (мы называем их существительными). В течение следующего года ребенок выучит примерно 5000 таких звуков. Некоторые из этих звуков обозначают не сами вещи, а то, что мы с ними делаем (мы такие звуки называем глаголами), а если немножко поупражнять свой голос, то можно сказать не только то, что мы делаем, а то, что мы делали (в прошлом) или сделаем (в будущем). Только дети воспринимают все это подсознательно.
Что меня всегда интриговало (и до сих пор интригует) - это то, что хоть дети и любят учиться, далеко не все любят, когда их учат. И я убежден - проблема в том, что современные школы не развивают это «желание учиться». И многие дети (и в дальнейшем подростки) проходят через школу, думая, что они ни на что не способны, - и не потому что это так, а потому что школа не нашла, на что же они способны.
Проблема - в системе. Потом мы третируем наших детей за то, что в рамках этой проблемной системы они существуют с трудом.
Если вы создаете систему для чего-то конкретного, - не удивляйтесь, если именно это вы и получите. И если вы создаете образовательную систему, основанную на унификации, дисциплине и ничтожности человеческой жизни - не удивляйтесь, если именно эти идеалы будут в головах учеников.
Современная школьная система построена на очень узком определении «способного», а значит, - и на очень широком определении «неспособного».
Еще один пример из жизни: когда я был ребенком, я ходил в школу «для детей с особыми потребностями» (хотя она так и не называлась). Там были дети с разными болезнями: астма, гидроцефалия, сердечные проблемы, люди перемещались на колясках, костылях... При этом спроси любого учителя этой школы - и он ответит, что особо не ожидал, что кто-то из учеников чего-то добьется в жизни. Почему? Потому что их физические проблемы мешали им стать «способными» согласно тому узкому определению, которое устоялось в обществе. И подобное отношение свойственно абсолютному большинству.
Перейду ближе к теме. За последние несколько лет разные чиновники в разных странах пытались разными способами «улучшить образование». И получалось не очень - в первую очередь потому, что эти чиновники, как правило, не имеют ни малейшего понятия, как учить детей. Два самых популярных способа «улучшения» - это стандартизация (унифицированные программы, экзамены) и конкуренция (учеников в классе, учителей, школ, стран между собой). И оба эти подхода обречены на смерть, и наш долг - как родителей и причастных - сопротивляться этому и пытаться гуманизировать образование. Надо не забывать, что человек - превыше всего. Забыв это, мы теряем самих себя как людей.
И это не только возможно - это уже потихоньку происходит. Происходит медленно, но эта революция - настоящая, «снизу». Это как с однополыми браками: их разрешили не потому, что парламент собрался и сказал «наверно, настало время их разрешить», а потому что обычные люди собрались и дали государству понять: «Ну пора уже!»
Почему система такая узконаправленная? Государство вам скажет, что причины - экономические («так дешевле и продуктивнее»), но я еще не встретил ни единого экономиста, который бы поддержал эту систему. К тому же, несмотря на то, что эта система, мол, «готовит подростков к жизни», уровень безработицы среди молодежи продолжает расти (естественно, образование - не единственная причина, но это и не решение проблемы тоже).
Мне часто говорят: «Я слышал вашу речь на TED, но вы только сказали, кто виноват, а не что делать!» А решение не обязательно должно быть единым: важно просто дать учителям делать их работу, находить индивидуальные подходы в зависимости от условий. Но у меня есть и свое предложение - перестать разделять детей по возрасту. Нигде в мире не разделяют людей по возрасту, кроме как в школе. Дети учат разные предметы разными темпами, и это далеко не так серьезно коррелирует с возрастом, как многие думают.
Стоит также заметить, что интересы детей, в особенности игровые интересы, меняются с течением времени. Я свято убежден (как и многие), что игра очень важна для развития ребенка, и моя организация недавно провела исследование: мы спросили родителей, сколько времени их дети проводят на улице, играя: без строгого присмотра, просто гуляя на игровой площадке и взаимодействуя с другими детьми. Как оказалось, в среднем - это меньше часа в день. Для сравнения, британские законы требуют, чтобы даже в самых строгих тюрьмах заключенным отводили минимум два часа на улице, вне своих камер. Наши дети практически сидят под стражей в своих домах! Причин тому несколько: параноидальные родители (которые не хотят оставлять ребенка без присмотра ни на секунду, особенно на улице), развитие видеоигр, но в том числе - давление образования.
Поясню. В последнее время в медицинских словарях появился термин СДВГ - синдром недостатка внимания и гиперактивности. Его диагностируют всем подряд и выписывают рецепты на страшные лекарства, просто, если ребенок не в состоянии усидеть смирно за партой. Вопрос стоит: неужели это так плохо? Если ребенок хочет двигаться - может, ему разрешить? Детей принуждают сидеть за партами, не двигаясь, большую часть дня, и это деструктивно влияет на их активность. Поэтому я всегда был сторонником «уличных дней», когда детей выпускают на улицу и проводят все уроки на открытом воздухе, в более свободной атмосфере.
Итак. Что с этим делать? Повторюсь: я убежден, что каждый человек рождается очень талантливым, но эти таланты - это как полезные ископаемые: они зарыты глубоко под поверхностью, их надо оттуда достать и обработать. Если ребенок вырастет в семье, где говорят на четырех, пяти языках - он выучивает их все, и не потому, что у него есть талант к лингвистике, а потому что он в них погружен с самого детства. Но это надо развивать, и это, конечно, зависит от родителей.
Еще момент. Мне нравится такая метафора: каждый человек живет в двух мирах одновременно. Один мир - физический, «внешний», который нас окружает, - он существует независимо от нашего существования. Он был до нас и, скорее всего, будет после нас. Но есть и второй мир - внутренний, духовный - который существует только благодаря нам. Он появился, когда мы родились, и исчезнет (либо изменится до неузнаваемости) с нашей смертью.
Наши школы полны информации о «внешнем» мире, но «внутреннему» уделяется слишком мало внимания. А именно «внутренний» мир определяет, интересно ли нам обучение или нет, нашу самооценку, понимание, чего мы стоим. Школы идут по пути стандартизации и «упаковки» образования в несколько узких дисциплин, но это происходит за счет того, что «внутренний» мир каждого человека (на который он в основном и опирается) отодвигается на второй план.
Я хочу привести свое определение «образования», но сначала надо упомянуть, что «образование» и «обучение» - термины по умолчанию субъективные. Разные люди понимают под этим разные вещи, и это нормально. Это как «свобода» - для разных людей определение «свободы» различается. Так что я приведу свое, но не думайте, что вы должны думать так же.
Так вот: цель образования, по-моему, - дать ученикам возможность понять мир вокруг них, а также их собственные таланты, чтобы они стали устоявшимися личностями и активными гражданами.
Еще один пример из жизни. Я в прошлом году был на одном образовательном саммите в Ванкувере и мне выпала честь быть модератором пленарного заседания - оно называлось «Мир во всем мире через мир в самом себе». Я посмотрел программу, и там было сказано, что на заседании будет выступать специальный гость - Далай Лама. Тот самый. И мне нужно было его представить. Надо понимать, что он - представитель рода Лама, которому больше 2000 лет, в 16-м поколении, так что сказать надо было многое. Но потом до меня дошло, что его вообще не надо представлять - никто же не подойдет к Далай Ламе и спросит: «Вы - какой из Далай Лам?». Если ваше имя начинается с «тот самый», наверно, вы устоялись в обществе.
Он сказал многое, но вот что мне запомнилось: «То, что вы просто родились - это чудо, так что проведите жизнь соответствующе». И ведь если подумать - что привело к моему рождению? Два абсолютно незнакомых друг с другом человека встретились в ливерпульском пабе сто с лишним лет назад, понравились друг другу, поженились, родили детей, дети выросли, нашли своих вторых половинок, родили своих детей... и так далее. Вероятность, что эта цепочка событий произойдет и приведет к моему рождению - исчезающе мала.
Но многие проживают жизнь, можно сказать, зря, так и не поняв свое предназначение и не «найдя себя». Согласно статистике, вторая по частоте причина депрессии - именно это «ощущение бесполезности», и многие люди проводят всю жизнь в таком состоянии. И мне кажется, что в этом и должна быть цель образовательной системы - помочь людям «найти себя». К сожалению, пока эта цель не достигается.
Меня многие спрашивают: «А как ты изменишь систему?» А очень просто - мы все ее меняем! Мы - это и есть система. Сконцентрируйтесь на своих детях, не дайте им быть «проглоченными» системой - и вы уже внесли вклад. Если так поступят достаточно семей - и вся система изменится. И эта «революция снизу» уже потихоньку происходит.
Спасибо.


Добавить комментарий

ВНИМАНИЕ! По требованию российского законодательства, запрещены комментарии, содержащие не цензурную и сниженную лексику, оскорбления, а также призывающие к межнациональной и социальной розни.

Авторизация через социальные сети

               

Защитный код Обновить

Сегодня в кино

Все события

Календарь новостей

« Ноябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Большая политика

Другой взгляд

Наши за границей

Познавательно

Новости

 21.11  Спасибо товарищу Брежневу: Культовые советские фильмы, которые дошли до зрителей благодаря генсеку В советские времена чиновники от кино всегда старались перестраховаться и часто, на всякий случай, н...
 21.11  «Россия мгновенно уничтожит континентальную часть США» Существуют два мифа, глубоко впечатанные в умы большинства жителей США, которые крайне опасны и могу...
 21.11  В Сибири нашли первые на территории России яйца динозавра Российские палеонтологи сделали уникальную для России находку – два яйца маленького динозавра начала...
 21.11  Как Америка может начать ядерную войну Вероятность ядерного нападения США на Северную Корею продолжает активно обсуждаться в американском и...
 20.11  Сирийские военные потеряли поставленное Россией оружи оевики исламистской группировки «Ахрар аш-Шам» напали на базу сирийской армии в Восточной Гуте, одно...
 20.11  Поставка летального оружия в Украину: изменит ли это ситуацию на юго-востоке Тема поставок Украине американских летальных вооружений стала в последнее время одной из самых обсуж...
 20.11  На пороге новой войны: армия Израиля отрабатывает штурм сирийских Голанских высот Сутки назад стало известно, что израильские военные в очередной раз окрыли огонь по сирийским военно...
 20.11  Украина. Спрятанная правда. Говорят снайперы майдана Итальянский информационный ресурс Occhi della Guerra (Глаза войны) опубликовал сенсационное видео-пр...
 20.11  В России покажут фильм рекламирующий "героев АТО" С 6 по 12 декабря в Москве в рамках фестиваля документального кино "Артдокфест-2017" состоится показ...
 20.11  Понять врага Россия уже несколько лет втянута в открытое глобальное противостояние. До этого она ещё около полуто...
 20.11  Серджио Канаверо заявил об успешной пересадке головы… трупу У плюшевых медвежат есть одна приятная особенность: если ваша собака отрывает такому голову, вы може...
 20.11  Искусственный интеллект — идеальный инструмент для исследования Вселенной В попытке понять Вселенную мы становимся одержимыми — нас манит жажда наблюдений. Спутники передают ...
 20.11  Искусственный интеллект — идеальный инструмент для исследования Вселенной В попытке понять Вселенную мы становимся одержимыми — нас манит жажда наблюдений. Спутники передают ...
 20.11  Искусственный интеллект — идеальный инструмент для исследования Вселенной В попытке понять Вселенную мы становимся одержимыми — нас манит жажда наблюдений. Спутники передают ...
 20.11  Искусственный интеллект — идеальный инструмент для исследования Вселенной В попытке понять Вселенную мы становимся одержимыми — нас манит жажда наблюдений. Спутники передают ...
 20.11  Искусственный интеллект — идеальный инструмент для исследования Вселенной В попытке понять Вселенную мы становимся одержимыми — нас манит жажда наблюдений. Спутники передают ...
 20.11  Разработана «бессмертная» литий-ионная батарея Простую литий-ионную батарею обычно лучше не сгибать и не выкручивать, ведь содержащиеся в ней компо...
 20.11  Неизвестный Казимир Малевич: путь от импрессионизма к мистическим абстракциям и обратно «Дегенеративное искусство», «мазня», «психически нездоровый» художник... В первую очередь с этими сл...

Главные новости города

 17.11  Владельца iPhone можно встретить в бакалее в среду вечером 17 ноября 2017 года, Екатеринбург. Владельцы iPhone стали чаще оплачивать покупки через Apple Pay. Н...
 17.11  Есть ли жизнь в сети после 50 лет? Для абонентов старшего поколения смартфон – это семейный альбомом, карта здоровья и способ поделитьс...
 17.11  «Руки Вверх» отмечают 20-летие! Концертное агентство FanGid.com представляет:В 2017 году «Руки Вверх» отмечают 20-летие!21 ноября Се...
 16.11  Нет пророка в своем Отечестве Если бы я прочитал об этом парне и его изобретении в интернете, я бы подумал – «Ого! Супер! Красавчи...
 15.11  Иностранные языки: эффективно и уверенно Современный человек не может сделать успешную карьеру и развиться как полноценная личность, ограничи...
 15.11  Сотрудничество для развития профессий будущего в условиях цифровой экономики 9 ноября 2017г. Бизнес-инкубатор города Магнитогорска провел мастер-класс «Профессия будущего: ИТ- п...
 14.11  СИТИЛИНК возвращает юрлицам 5% от покупки Вы являетесь юрлицом? Впервые оформляете заказ в СИТИЛИНК и хотите получить как можно больше привиле...
 13.11  Зима близко: сельские жители «засели» в интернете 13 ноября 2017 года. Любимое развлечение в селах и деревнях – онлайн-игры в соцсетях. Этому досугу а...
 09.11  «МегаФон» представил «умные» знаки для безопасности на дорогах 9 ноября 2017 года, Челябинск. Министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров в рамк...
 09.11  С любовью к юному зрителю! Мягкий кинотеатр известен своей любовью к преданным зрителям: то баллы на карту без причины придут, ...
 09.11  Охрана труда: обучиться безопасности Признайтесь, вам приходилось расписываться в толстых неаккуратных журналах, подтверждая, что вы прош...
 08.11  «МегаФон» провел самую масштабную 4G-стройку в стране Россиянам прибавили скорости в мобильном интернете. По данным Роскомнадзора, за девять месяцев «боль...
 07.11  Моногород и моноспорт. Куда деваются талантливые дети? Без сомнения, Магнитогорск – моногород. Так или иначе, но вся его жизнь вертится вокруг градообразую...
 07.11  «Дом.ru» и «МегаФон» предлагают в 2 раза больше скоростного интернета «Дом.ru» и «МегаФон» запускают акцию «Успеть за интернетом». Выбравшие ее клиенты получат домашний и...
 06.11  Красивые шаги к … Часто ли вы танцуете? Так, чтобы раствориться в музыке, импровизируя и наслаждаясь? А с кем-то в пар...
 02.11  Для кого дорожки в Экопарке? Вроде бы для бегунов, велосипедистов и тех, кто на роликах. Но это не точно. Потому что этим летом ...
 01.11  Виртуальная реальность заменила на льду хоккеистов на один день 1 ноября 2017 года, Магнитогорск. МегаФон проверил интернет-активность болельщиков «Металлурга»: на ...
                   
 

Новости Города

   

Ситуация

Официально

Анонсы

События

ЧП

Бизнес

Люди

Интересное

 

Все Новости

   

Политика

Экономика

Общество

Происшествия

Культура

Технологии

Спорт

Образ Жизни

 

Глянец

   

Мода

Светская Хроника

Успех

Стиль Жизни

Путешествия

Кино

Музыка

Книги

Леди

   

Семья

Красота

Домоводство

Еда

Здоровье

Секс

Карьера

Психология

 

Авто

   

Новинки

Автоправо

Безопасноть

Автобизнес

Тест-Драйв

Автоспорт

Тюнинг

Автоледи

 

Мы в социальных сетях

                             
             
                             

Перепечатка авторских материалов допускается только с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал.

 

Ответственность за достоверность информации в рекламных материалах несёт рекламодатель.

 

Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции и создателей сайта.

 

 

Адрес редакции: 455037, Челябинская обл.
г. Магнитогорск, ул. Советской Армии д. 47,
т.: (3519) 49-65-35, e-mail: info@1mgn.ru

  
Главная  |  Реклама на сайте  |  Карта сайта  
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru  
 

Почитать

   

Другой Взгляд

Познавательно

Наши за Границей

Искусство в Деталях

Оружейная Палата

Большая Политика

Путевые Заметки

Hi-Tech

Спецпроекты

   

Конкурсы

Половодье

Театральная Магнитка

Любимое Место

Что нового

Наши на Олимпиаде

Люди дела

Просто Бизнес

 

Юмор

   

Всяко Разно

Истории

"Улетное" Видео

Бредовости

Аткрытки

Народное творчество

Демотиваторы

Усы, Лапы, Хвост

 
 
 
 
    Материалы сайта для читателей старше 18 лет.   18+
    Copyright © 2012 www.1mgn.ru Все права защищены ©
    Создание сайта: Магнитогорское Интернет Агентство

Авторизация или Регистрация

Авторизация

Регистрация

User Registration
или Отмена