Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

Революция в обучении или мы – это и есть система

Оцените материал
(0 голосов)

Несколько дней назад на британской выставке Bett Show-2017, как всегда, с блеском выступил сэр Кен Робинсон, автор книг, спикер и международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях. Публикуем перевод его выступления.
Как уже упомянули докладчики передо мной, я выступал с речью на одной из конференций TED Talk порядка десяти лет назад, и создается впечатление, что ее слышали абсолютно все. Не сочтите это за комплимент самому себе. Так вот, я в этой речи (да и в процессе всей своей работы) пытался донести следующую мысль: дети - очень креативные, изобретательные и способные существа, но при этом эти качества (с которыми они рождаются) далеко не всегда правильно развиваются. Их развитие - это дело воспитания и образования. И я всегда говорил, что наша современная система образования попросту не подходит для развития тех талантов, которые нужны нынешнему обществу.


Подумайте сами: дети обожают учиться, узнавать что-то новое. У некоторых из вас есть дети, а все остальные, скорее всего, их видели. Так вот: когда ребенок рождается, это - бездонная упаковка возможностей. И они обожают учиться, при этом они учатся даже без вашего непосредственного участия. Подумайте сейчас, чему ребенок учится в первые полтора года своей жизни. Например, они учатся говорить. Если подумать, обучение речи и языку - вещь крайне сложная, люди, изучавшие в своей жизни иностранный язык, меня поймут.
Приведу пример из своей жизни. Я учил французский язык в школе, и обожал своего учителя французского. Так вот, даже при том, что я любил уроки французского и у меня был грамотный учитель (у него даже жена была француженка), я выучил язык, мягко говоря, не идеально.
А теперь представьте себе, что новорожденный ребенок выучивает родной язык за 18 месяцев, и даже если он вырастает в среде, где говорят на нескольких языках, он овладевает ими всеми. При этом вы его языку специально не учите. Почему? Потому что, скорее всего, вы бы не смогли, даже если бы захотели: это слишком сложно, у ребенка не было бы на это времени, а у вас - терпения.
Вкратце это работает примерно так: ребенок слышит, как его папа произносит некие звуки. Эти звуки не случайны: они обозначают имена вещей (мы называем их существительными). В течение следующего года ребенок выучит примерно 5000 таких звуков. Некоторые из этих звуков обозначают не сами вещи, а то, что мы с ними делаем (мы такие звуки называем глаголами), а если немножко поупражнять свой голос, то можно сказать не только то, что мы делаем, а то, что мы делали (в прошлом) или сделаем (в будущем). Только дети воспринимают все это подсознательно.
Что меня всегда интриговало (и до сих пор интригует) - это то, что хоть дети и любят учиться, далеко не все любят, когда их учат. И я убежден - проблема в том, что современные школы не развивают это «желание учиться». И многие дети (и в дальнейшем подростки) проходят через школу, думая, что они ни на что не способны, - и не потому что это так, а потому что школа не нашла, на что же они способны.
Проблема - в системе. Потом мы третируем наших детей за то, что в рамках этой проблемной системы они существуют с трудом.
Если вы создаете систему для чего-то конкретного, - не удивляйтесь, если именно это вы и получите. И если вы создаете образовательную систему, основанную на унификации, дисциплине и ничтожности человеческой жизни - не удивляйтесь, если именно эти идеалы будут в головах учеников.
Современная школьная система построена на очень узком определении «способного», а значит, - и на очень широком определении «неспособного».
Еще один пример из жизни: когда я был ребенком, я ходил в школу «для детей с особыми потребностями» (хотя она так и не называлась). Там были дети с разными болезнями: астма, гидроцефалия, сердечные проблемы, люди перемещались на колясках, костылях... При этом спроси любого учителя этой школы - и он ответит, что особо не ожидал, что кто-то из учеников чего-то добьется в жизни. Почему? Потому что их физические проблемы мешали им стать «способными» согласно тому узкому определению, которое устоялось в обществе. И подобное отношение свойственно абсолютному большинству.
Перейду ближе к теме. За последние несколько лет разные чиновники в разных странах пытались разными способами «улучшить образование». И получалось не очень - в первую очередь потому, что эти чиновники, как правило, не имеют ни малейшего понятия, как учить детей. Два самых популярных способа «улучшения» - это стандартизация (унифицированные программы, экзамены) и конкуренция (учеников в классе, учителей, школ, стран между собой). И оба эти подхода обречены на смерть, и наш долг - как родителей и причастных - сопротивляться этому и пытаться гуманизировать образование. Надо не забывать, что человек - превыше всего. Забыв это, мы теряем самих себя как людей.
И это не только возможно - это уже потихоньку происходит. Происходит медленно, но эта революция - настоящая, «снизу». Это как с однополыми браками: их разрешили не потому, что парламент собрался и сказал «наверно, настало время их разрешить», а потому что обычные люди собрались и дали государству понять: «Ну пора уже!»
Почему система такая узконаправленная? Государство вам скажет, что причины - экономические («так дешевле и продуктивнее»), но я еще не встретил ни единого экономиста, который бы поддержал эту систему. К тому же, несмотря на то, что эта система, мол, «готовит подростков к жизни», уровень безработицы среди молодежи продолжает расти (естественно, образование - не единственная причина, но это и не решение проблемы тоже).
Мне часто говорят: «Я слышал вашу речь на TED, но вы только сказали, кто виноват, а не что делать!» А решение не обязательно должно быть единым: важно просто дать учителям делать их работу, находить индивидуальные подходы в зависимости от условий. Но у меня есть и свое предложение - перестать разделять детей по возрасту. Нигде в мире не разделяют людей по возрасту, кроме как в школе. Дети учат разные предметы разными темпами, и это далеко не так серьезно коррелирует с возрастом, как многие думают.
Стоит также заметить, что интересы детей, в особенности игровые интересы, меняются с течением времени. Я свято убежден (как и многие), что игра очень важна для развития ребенка, и моя организация недавно провела исследование: мы спросили родителей, сколько времени их дети проводят на улице, играя: без строгого присмотра, просто гуляя на игровой площадке и взаимодействуя с другими детьми. Как оказалось, в среднем - это меньше часа в день. Для сравнения, британские законы требуют, чтобы даже в самых строгих тюрьмах заключенным отводили минимум два часа на улице, вне своих камер. Наши дети практически сидят под стражей в своих домах! Причин тому несколько: параноидальные родители (которые не хотят оставлять ребенка без присмотра ни на секунду, особенно на улице), развитие видеоигр, но в том числе - давление образования.
Поясню. В последнее время в медицинских словарях появился термин СДВГ - синдром недостатка внимания и гиперактивности. Его диагностируют всем подряд и выписывают рецепты на страшные лекарства, просто, если ребенок не в состоянии усидеть смирно за партой. Вопрос стоит: неужели это так плохо? Если ребенок хочет двигаться - может, ему разрешить? Детей принуждают сидеть за партами, не двигаясь, большую часть дня, и это деструктивно влияет на их активность. Поэтому я всегда был сторонником «уличных дней», когда детей выпускают на улицу и проводят все уроки на открытом воздухе, в более свободной атмосфере.
Итак. Что с этим делать? Повторюсь: я убежден, что каждый человек рождается очень талантливым, но эти таланты - это как полезные ископаемые: они зарыты глубоко под поверхностью, их надо оттуда достать и обработать. Если ребенок вырастет в семье, где говорят на четырех, пяти языках - он выучивает их все, и не потому, что у него есть талант к лингвистике, а потому что он в них погружен с самого детства. Но это надо развивать, и это, конечно, зависит от родителей.
Еще момент. Мне нравится такая метафора: каждый человек живет в двух мирах одновременно. Один мир - физический, «внешний», который нас окружает, - он существует независимо от нашего существования. Он был до нас и, скорее всего, будет после нас. Но есть и второй мир - внутренний, духовный - который существует только благодаря нам. Он появился, когда мы родились, и исчезнет (либо изменится до неузнаваемости) с нашей смертью.
Наши школы полны информации о «внешнем» мире, но «внутреннему» уделяется слишком мало внимания. А именно «внутренний» мир определяет, интересно ли нам обучение или нет, нашу самооценку, понимание, чего мы стоим. Школы идут по пути стандартизации и «упаковки» образования в несколько узких дисциплин, но это происходит за счет того, что «внутренний» мир каждого человека (на который он в основном и опирается) отодвигается на второй план.
Я хочу привести свое определение «образования», но сначала надо упомянуть, что «образование» и «обучение» - термины по умолчанию субъективные. Разные люди понимают под этим разные вещи, и это нормально. Это как «свобода» - для разных людей определение «свободы» различается. Так что я приведу свое, но не думайте, что вы должны думать так же.
Так вот: цель образования, по-моему, - дать ученикам возможность понять мир вокруг них, а также их собственные таланты, чтобы они стали устоявшимися личностями и активными гражданами.
Еще один пример из жизни. Я в прошлом году был на одном образовательном саммите в Ванкувере и мне выпала честь быть модератором пленарного заседания - оно называлось «Мир во всем мире через мир в самом себе». Я посмотрел программу, и там было сказано, что на заседании будет выступать специальный гость - Далай Лама. Тот самый. И мне нужно было его представить. Надо понимать, что он - представитель рода Лама, которому больше 2000 лет, в 16-м поколении, так что сказать надо было многое. Но потом до меня дошло, что его вообще не надо представлять - никто же не подойдет к Далай Ламе и спросит: «Вы - какой из Далай Лам?». Если ваше имя начинается с «тот самый», наверно, вы устоялись в обществе.
Он сказал многое, но вот что мне запомнилось: «То, что вы просто родились - это чудо, так что проведите жизнь соответствующе». И ведь если подумать - что привело к моему рождению? Два абсолютно незнакомых друг с другом человека встретились в ливерпульском пабе сто с лишним лет назад, понравились друг другу, поженились, родили детей, дети выросли, нашли своих вторых половинок, родили своих детей... и так далее. Вероятность, что эта цепочка событий произойдет и приведет к моему рождению - исчезающе мала.
Но многие проживают жизнь, можно сказать, зря, так и не поняв свое предназначение и не «найдя себя». Согласно статистике, вторая по частоте причина депрессии - именно это «ощущение бесполезности», и многие люди проводят всю жизнь в таком состоянии. И мне кажется, что в этом и должна быть цель образовательной системы - помочь людям «найти себя». К сожалению, пока эта цель не достигается.
Меня многие спрашивают: «А как ты изменишь систему?» А очень просто - мы все ее меняем! Мы - это и есть система. Сконцентрируйтесь на своих детях, не дайте им быть «проглоченными» системой - и вы уже внесли вклад. Если так поступят достаточно семей - и вся система изменится. И эта «революция снизу» уже потихоньку происходит.
Спасибо.


Добавить комментарий

ВНИМАНИЕ! По требованию российского законодательства, запрещены комментарии, содержащие не цензурную и сниженную лексику, оскорбления, а также призывающие к межнациональной и социальной розни.

Авторизация через социальные сети

               

Защитный код Обновить

Сегодня в кино

Все события

Календарь новостей

« Апрель 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Большая политика

Другой взгляд

Наши за границей

Познавательно

Новости

 24.04  Рыжеволосое чудо: солнечные ангелы Галины Чувиляевой «Искусство, которое согревает душу», - так говорят о творчестве петербургского художника Галины Чуви...
 24.04  Какие прозвища русские давали другим народам и почему? В нашем многонациональном мире проживают около 1500 разных народностей. Каждая из них имеет свои осо...
 24.04  Почему часы носят на левой руке? Наручные часы стали привычным аксессуаром, но многие не знают, почему часы принято носить на левой р...
 24.04  Отчёт-незачёт... Во время отчёта перед ГД РФ премьер РФ Д.А.Медведев предложил критикующим депутатам "опуститься на з...
 23.04  Ученые столкнулись с неизвестным атмосферным явлением Знакомьтесь, это «Стив» – недавно обнаруженное неизвестное атмосферное явление. Оно настолько необыч...
 23.04  Сверхдальняя стрельба Многие стрелки всю жизнь помнят первый выстрел с оптическим прицелом — подсознательно хочется прижат...
 23.04  Трамваи, дипломатия и путешественники 1. Немного о зарплатах в Петербурге. На «Пикабу» водитель трамвая рассказывает о своей работе: учила...
 23.04  Exit-poll показали лидерство Макрона и Ле Пен на выборах во Франции Явка избирателей в первом туре президентских выборов во Франции по данным на 17.00 (18.00 мск) соста...
 21.04  Мадам Лебрен - придворная портретистка Марии-Антуанетты Среди французских портретистов XVIII века особенным мастерством и художественным дарованием прослави...
 21.04  Почему Рокоссовский не спас Варшаву в 1944 году 28 сентября 1939 года представители польского командования генералы Тадеуш Кутшеба и Йоханнес Бласко...
 21.04  Почему русский язык так сложно учить иностранцам? Перед нами стол. На столе стакан и вилка. Что они делают? Стакан стоит, а вилка лежит. Если мы воткн...
 21.04  Смерть, разрушитель миров: Главные вопросы и ответы о ядерном оружии В последние дни Корейский полуостров оказался в центре внимания всего мирового сообщества. США и КНД...
 20.04  Буйство красок и цветов: волшебные миры киевского иллюстратора Леси Недзельской Творчество талантливого украинского художника-иллюстратора Леси Недзельской – удивительно яркий мир,...
 20.04  За что Брежнев мог посадить Хрущева? Никита Хрущев вошел в историю XX столетия, как личность крайне неоднозначная. С одной стороны, именн...
 20.04  Психологический возраст: что с нами не так Как говорится, все болезни «из головы». На молодость организма работает не только правильный образ ж...
 20.04  Александр Роджерс: «Перемоги» США и жестокая реальность В общем, все сливают перед невиданной мощью США. В небе Хайкин, на земле Щаранский, на воде Шестой ф...
 20.04  Ученые открыли новый жуткий вид моллюсков Открытие новых видов животных – это всегда очень интересное и важное для науки событие. Учёные увере...
 20.04  Арбитры вечности Раимбек – человек гостеприимный, но не многословный. А чего болтать-то? Чтобы чувствовать человека, ...

Главные новости города

 21.04  Неделя мастер классов «АРТ-ЭКСПРЕСС» Друзья, прекрасная новость для Вас! Вы просили, вы ждали и мы сделали! Неделя искусства с ТРК "Семей...
 19.04  «Половодье» объявляют конкурсный отбор моделей Организаторы XVIII Международного фестиваля современной моды и музыки «Половодье» объявляют конкурсн...
 19.04  ВНИМАНИЕ! СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ! НАШЕМУ НАСТАВНИКУ – АРХИПОВУ АЛЕКСАНДРУ ИВАНОВИЧУ СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ! ДИАГНОЗ: РАК.СБОР СРЕДСТ...
 19.04  Трансформеры - спасают землю Самый зрелищный и яркий детский шоу-спектакль с участием настоящих роботов-трансформеров высотой 2,5...
 19.04  Юные артисты выступят ко Дню Победы Городской фестиваль-конкурс «День Победы» пройдет в Магнитогорске 26 апреля. Более ста учащихся дет...
 19.04  Городские фонтаны заработают в мае Вчера началась расконсервация главного водного сооружения города. По словам начальника административ...
 19.04  Магнитогорцев приглашают на Первомай В Магнитогорске готовятся к празднованию Первомая. В ежегодном параде примут участие представители а...
 19.04  Магнитогорские школьники отправятся в Браденбург-на-Хафеле В начале мая группа магнитогорских школьников отправится в Браденбург-на-Хафеле, чтобы представить н...
 17.04  Флешмоб #чИСтыйМагнитогорск В Магнитогорске стартовала масштабная акция «Мегасубботник», в рамках которой горожане смогут не тол...
 17.04  В Челябинской области официально установлен пожароопасный период на лесных территориях Наступает весенне-летний период, который каждый человек в любом возрасте ждет с большой радостью и н...
 17.04  В Магнитогорске состоится чемпионат ДОСААФ Двадцатого апреля во Дворце спорта имени И.Х. Ромазана состоится чемпионат ДОСААФ Челябинской област...
 16.04  В Магнитогорске проходит «Марафон талантов - 2017» В Магнитогорске пройдет первый этап областного народного телевизионного конкурса «Марафон талантов -...
 14.04  «Свидание в кино» Для одних выбраться в кино — это первое свидание, для других — приятная привычка. Такой вариант досу...
 13.04  В Магнитогорске состоится праздник Пасхи На территории Свято-Вознесенского собора Магнитогорска 16 апреля состоится празднование самого важно...
 11.04  График отключения горячего водоснабжения МП трест «Теплофикация» сообщает график отключения горячего водоснабжения в связи с испытаниями и те...
 11.04  В Магнитогорске пройдет ряд творческих мероприятий В ближайшее время творческую жизнь Магнитогорска разнообразят несколько интересных мероприятий. 15 ...
 10.04  Впервые в развлекательном комплексе "ДоЗари"! 14 и 15 АПРЕЛЯ! Супер вечеринка "ДРУЗЬЯ В ИЛЛЮМИНАТОРЕ". Лучшие хиты 90х и 2000х, анимация, подарк...
                   
 

Новости Города

   

Ситуация

Официально

Анонсы

События

ЧП

Бизнес

Люди

Интересное

 

Все Новости

   

Политика

Экономика

Общество

Происшествия

Культура

Технологии

Спорт

Образ Жизни

 

Глянец

   

Мода

Светская Хроника

Успех

Стиль Жизни

Путешествия

Кино

Музыка

Книги

Леди

   

Семья

Красота

Домоводство

Еда

Здоровье

Секс

Карьера

Психология

 

Авто

   

Новинки

Автоправо

Безопасноть

Автобизнес

Тест-Драйв

Автоспорт

Тюнинг

Автоледи

 

Мы в социальных сетях

                             
             
                             

Перепечатка авторских материалов допускается только с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал.

 

Ответственность за достоверность информации в рекламных материалах несёт рекламодатель.

 

Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции и создателей сайта.

 

 

Адрес редакции: 455037, Челябинская обл.
г. Магнитогорск, ул. Советской Армии д. 47,
т.: (3519) 49-65-35, e-mail: info@1mgn.ru

  
Главная  |  Реклама на сайте  |  Карта сайта  
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru  
 

Почитать

   

Другой Взгляд

Познавательно

Наши за Границей

Искусство в Деталях

Оружейная Палата

Большая Политика

Путевые Заметки

Hi-Tech

Спецпроекты

   

Конкурсы

Половодье

Театральная Магнитка

Любимое Место

Что нового

Наши на Олимпиаде

Люди дела

Просто Бизнес

 

Юмор

   

Всяко Разно

Истории

"Улетное" Видео

Бредовости

Аткрытки

Народное творчество

Демотиваторы

Усы, Лапы, Хвост

 
 
 
 
    Материалы сайта для читателей старше 18 лет.   18+
    Copyright © 2012 www.1mgn.ru Все права защищены ©
    Создание сайта: Магнитогорское Интернет Агентство

Авторизация или Регистрация

Авторизация

Регистрация

User Registration
или Отмена