Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

Революция в обучении или мы – это и есть система

Оцените материал
(0 голосов)

Несколько дней назад на британской выставке Bett Show-2017, как всегда, с блеском выступил сэр Кен Робинсон, автор книг, спикер и международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях. Публикуем перевод его выступления.
Как уже упомянули докладчики передо мной, я выступал с речью на одной из конференций TED Talk порядка десяти лет назад, и создается впечатление, что ее слышали абсолютно все. Не сочтите это за комплимент самому себе. Так вот, я в этой речи (да и в процессе всей своей работы) пытался донести следующую мысль: дети - очень креативные, изобретательные и способные существа, но при этом эти качества (с которыми они рождаются) далеко не всегда правильно развиваются. Их развитие - это дело воспитания и образования. И я всегда говорил, что наша современная система образования попросту не подходит для развития тех талантов, которые нужны нынешнему обществу.


Подумайте сами: дети обожают учиться, узнавать что-то новое. У некоторых из вас есть дети, а все остальные, скорее всего, их видели. Так вот: когда ребенок рождается, это - бездонная упаковка возможностей. И они обожают учиться, при этом они учатся даже без вашего непосредственного участия. Подумайте сейчас, чему ребенок учится в первые полтора года своей жизни. Например, они учатся говорить. Если подумать, обучение речи и языку - вещь крайне сложная, люди, изучавшие в своей жизни иностранный язык, меня поймут.
Приведу пример из своей жизни. Я учил французский язык в школе, и обожал своего учителя французского. Так вот, даже при том, что я любил уроки французского и у меня был грамотный учитель (у него даже жена была француженка), я выучил язык, мягко говоря, не идеально.
А теперь представьте себе, что новорожденный ребенок выучивает родной язык за 18 месяцев, и даже если он вырастает в среде, где говорят на нескольких языках, он овладевает ими всеми. При этом вы его языку специально не учите. Почему? Потому что, скорее всего, вы бы не смогли, даже если бы захотели: это слишком сложно, у ребенка не было бы на это времени, а у вас - терпения.
Вкратце это работает примерно так: ребенок слышит, как его папа произносит некие звуки. Эти звуки не случайны: они обозначают имена вещей (мы называем их существительными). В течение следующего года ребенок выучит примерно 5000 таких звуков. Некоторые из этих звуков обозначают не сами вещи, а то, что мы с ними делаем (мы такие звуки называем глаголами), а если немножко поупражнять свой голос, то можно сказать не только то, что мы делаем, а то, что мы делали (в прошлом) или сделаем (в будущем). Только дети воспринимают все это подсознательно.
Что меня всегда интриговало (и до сих пор интригует) - это то, что хоть дети и любят учиться, далеко не все любят, когда их учат. И я убежден - проблема в том, что современные школы не развивают это «желание учиться». И многие дети (и в дальнейшем подростки) проходят через школу, думая, что они ни на что не способны, - и не потому что это так, а потому что школа не нашла, на что же они способны.
Проблема - в системе. Потом мы третируем наших детей за то, что в рамках этой проблемной системы они существуют с трудом.
Если вы создаете систему для чего-то конкретного, - не удивляйтесь, если именно это вы и получите. И если вы создаете образовательную систему, основанную на унификации, дисциплине и ничтожности человеческой жизни - не удивляйтесь, если именно эти идеалы будут в головах учеников.
Современная школьная система построена на очень узком определении «способного», а значит, - и на очень широком определении «неспособного».
Еще один пример из жизни: когда я был ребенком, я ходил в школу «для детей с особыми потребностями» (хотя она так и не называлась). Там были дети с разными болезнями: астма, гидроцефалия, сердечные проблемы, люди перемещались на колясках, костылях... При этом спроси любого учителя этой школы - и он ответит, что особо не ожидал, что кто-то из учеников чего-то добьется в жизни. Почему? Потому что их физические проблемы мешали им стать «способными» согласно тому узкому определению, которое устоялось в обществе. И подобное отношение свойственно абсолютному большинству.
Перейду ближе к теме. За последние несколько лет разные чиновники в разных странах пытались разными способами «улучшить образование». И получалось не очень - в первую очередь потому, что эти чиновники, как правило, не имеют ни малейшего понятия, как учить детей. Два самых популярных способа «улучшения» - это стандартизация (унифицированные программы, экзамены) и конкуренция (учеников в классе, учителей, школ, стран между собой). И оба эти подхода обречены на смерть, и наш долг - как родителей и причастных - сопротивляться этому и пытаться гуманизировать образование. Надо не забывать, что человек - превыше всего. Забыв это, мы теряем самих себя как людей.
И это не только возможно - это уже потихоньку происходит. Происходит медленно, но эта революция - настоящая, «снизу». Это как с однополыми браками: их разрешили не потому, что парламент собрался и сказал «наверно, настало время их разрешить», а потому что обычные люди собрались и дали государству понять: «Ну пора уже!»
Почему система такая узконаправленная? Государство вам скажет, что причины - экономические («так дешевле и продуктивнее»), но я еще не встретил ни единого экономиста, который бы поддержал эту систему. К тому же, несмотря на то, что эта система, мол, «готовит подростков к жизни», уровень безработицы среди молодежи продолжает расти (естественно, образование - не единственная причина, но это и не решение проблемы тоже).
Мне часто говорят: «Я слышал вашу речь на TED, но вы только сказали, кто виноват, а не что делать!» А решение не обязательно должно быть единым: важно просто дать учителям делать их работу, находить индивидуальные подходы в зависимости от условий. Но у меня есть и свое предложение - перестать разделять детей по возрасту. Нигде в мире не разделяют людей по возрасту, кроме как в школе. Дети учат разные предметы разными темпами, и это далеко не так серьезно коррелирует с возрастом, как многие думают.
Стоит также заметить, что интересы детей, в особенности игровые интересы, меняются с течением времени. Я свято убежден (как и многие), что игра очень важна для развития ребенка, и моя организация недавно провела исследование: мы спросили родителей, сколько времени их дети проводят на улице, играя: без строгого присмотра, просто гуляя на игровой площадке и взаимодействуя с другими детьми. Как оказалось, в среднем - это меньше часа в день. Для сравнения, британские законы требуют, чтобы даже в самых строгих тюрьмах заключенным отводили минимум два часа на улице, вне своих камер. Наши дети практически сидят под стражей в своих домах! Причин тому несколько: параноидальные родители (которые не хотят оставлять ребенка без присмотра ни на секунду, особенно на улице), развитие видеоигр, но в том числе - давление образования.
Поясню. В последнее время в медицинских словарях появился термин СДВГ - синдром недостатка внимания и гиперактивности. Его диагностируют всем подряд и выписывают рецепты на страшные лекарства, просто, если ребенок не в состоянии усидеть смирно за партой. Вопрос стоит: неужели это так плохо? Если ребенок хочет двигаться - может, ему разрешить? Детей принуждают сидеть за партами, не двигаясь, большую часть дня, и это деструктивно влияет на их активность. Поэтому я всегда был сторонником «уличных дней», когда детей выпускают на улицу и проводят все уроки на открытом воздухе, в более свободной атмосфере.
Итак. Что с этим делать? Повторюсь: я убежден, что каждый человек рождается очень талантливым, но эти таланты - это как полезные ископаемые: они зарыты глубоко под поверхностью, их надо оттуда достать и обработать. Если ребенок вырастет в семье, где говорят на четырех, пяти языках - он выучивает их все, и не потому, что у него есть талант к лингвистике, а потому что он в них погружен с самого детства. Но это надо развивать, и это, конечно, зависит от родителей.
Еще момент. Мне нравится такая метафора: каждый человек живет в двух мирах одновременно. Один мир - физический, «внешний», который нас окружает, - он существует независимо от нашего существования. Он был до нас и, скорее всего, будет после нас. Но есть и второй мир - внутренний, духовный - который существует только благодаря нам. Он появился, когда мы родились, и исчезнет (либо изменится до неузнаваемости) с нашей смертью.
Наши школы полны информации о «внешнем» мире, но «внутреннему» уделяется слишком мало внимания. А именно «внутренний» мир определяет, интересно ли нам обучение или нет, нашу самооценку, понимание, чего мы стоим. Школы идут по пути стандартизации и «упаковки» образования в несколько узких дисциплин, но это происходит за счет того, что «внутренний» мир каждого человека (на который он в основном и опирается) отодвигается на второй план.
Я хочу привести свое определение «образования», но сначала надо упомянуть, что «образование» и «обучение» - термины по умолчанию субъективные. Разные люди понимают под этим разные вещи, и это нормально. Это как «свобода» - для разных людей определение «свободы» различается. Так что я приведу свое, но не думайте, что вы должны думать так же.
Так вот: цель образования, по-моему, - дать ученикам возможность понять мир вокруг них, а также их собственные таланты, чтобы они стали устоявшимися личностями и активными гражданами.
Еще один пример из жизни. Я в прошлом году был на одном образовательном саммите в Ванкувере и мне выпала честь быть модератором пленарного заседания - оно называлось «Мир во всем мире через мир в самом себе». Я посмотрел программу, и там было сказано, что на заседании будет выступать специальный гость - Далай Лама. Тот самый. И мне нужно было его представить. Надо понимать, что он - представитель рода Лама, которому больше 2000 лет, в 16-м поколении, так что сказать надо было многое. Но потом до меня дошло, что его вообще не надо представлять - никто же не подойдет к Далай Ламе и спросит: «Вы - какой из Далай Лам?». Если ваше имя начинается с «тот самый», наверно, вы устоялись в обществе.
Он сказал многое, но вот что мне запомнилось: «То, что вы просто родились - это чудо, так что проведите жизнь соответствующе». И ведь если подумать - что привело к моему рождению? Два абсолютно незнакомых друг с другом человека встретились в ливерпульском пабе сто с лишним лет назад, понравились друг другу, поженились, родили детей, дети выросли, нашли своих вторых половинок, родили своих детей... и так далее. Вероятность, что эта цепочка событий произойдет и приведет к моему рождению - исчезающе мала.
Но многие проживают жизнь, можно сказать, зря, так и не поняв свое предназначение и не «найдя себя». Согласно статистике, вторая по частоте причина депрессии - именно это «ощущение бесполезности», и многие люди проводят всю жизнь в таком состоянии. И мне кажется, что в этом и должна быть цель образовательной системы - помочь людям «найти себя». К сожалению, пока эта цель не достигается.
Меня многие спрашивают: «А как ты изменишь систему?» А очень просто - мы все ее меняем! Мы - это и есть система. Сконцентрируйтесь на своих детях, не дайте им быть «проглоченными» системой - и вы уже внесли вклад. Если так поступят достаточно семей - и вся система изменится. И эта «революция снизу» уже потихоньку происходит.
Спасибо.


Добавить комментарий

ВНИМАНИЕ! По требованию российского законодательства, запрещены комментарии, содержащие не цензурную и сниженную лексику, оскорбления, а также призывающие к межнациональной и социальной розни.

Авторизация через социальные сети

               

Защитный код Обновить

Сегодня в кино

Все события

Календарь новостей

« Январь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Большая политика

Другой взгляд

Наши за границей

Познавательно

Новости

 22.12  Зимний дворец Санкт-Петербурга: Великолепные интерьеры его парадных залов в наше время и на рисунках… Даже многие петербуржцы, не раз посещавшие Зимний дворец, не перестают восхищаться его непостижимым ...
 22.12  США вздрогнули, оценив возможности российской армии Америка опасается русских гибридных войн, систем РЭБ и ядерного арсеналаАмериканский стратегический ...
 22.12  Телепатия экспериментально подтверждена Считается, что передача или «считывание» мыслей на расстоянии - это уникальная способность, которой ...
 22.12  Новый социальный вирус с Запада атакует Россию Почему толерантность никогда не подойдет для РоссииПрежде всего, толерантность — это не только проце...
 21.12  Ох рано, встает охрана Возымевшая внушительный резонанс перестрелка в ресторане комплекса «Москва-Сити» убедительно продемо...
 21.12  Ох рано, встает охрана Возымевшая внушительный резонанс перестрелка в ресторане комплекса «Москва-Сити» убедительно продемо...
 21.12  Задержанные заявили: оружие и взрывчатку подбросили оперативники Трое задержанных по подозрению в подготовке теракта в Петербурге заявили, что оружие и взрывчатку им...
 21.12  Почему Лондон ударил по украинским олигархам Высокий суд Лондона выдал приказ о всемирном аресте активов экс-совладельца Приватбанка Игоря Коломо...
 21.12  Обычный человек, ставший властелином великой Империи... Писать и переписывать в этот день все, чем Сталин являлся для Истории нашей страны и мировой Истории...
 21.12  10 моментов в истории спорта, которые изменили мир В истории спорта есть великие моменты, которые определили ход не только спортивных событий, но и ист...
 21.12  В рыбной отрасли запахло жареным На итоговой пресс-конференции президента РФ Владимира Путина, прошедшей 14 декабря этого года, самым...
 21.12  DARPA возобновило работу над «невзламываемым» компьютером Morpheus Кибербезопасность в последние годы стала особенно актуальным направлением для инвестиций не только к...
 21.12  Оумуамуа не является космическим кораблем, но у него когда-то могли быть «пассажиры» В прошлую среду ученые проекта Breakthrough Listen направили взор параболического радиотелескопа Гри...
 21.12  «Явление Христа народу» - картина, которой художник посвятил 20 лет и которая стала причиной его сме… Иванов Александр Андреевич (1806 - 1858) в самом начале своей творческой карьеры написал несколько п...
 21.12  Как советские женщины воевали в Афганистане Участие советских женщин в афганском конфликте особо не афишировалось. На многочисленных стелах и об...
 21.12  Какую работу запрещено выполнять женщинам в России Сегодня никого не удивляет женщина за рулем автобуса, женщина-крановщик или женщина-дворник. Кажется...
 21.12  Почему элиты разлагаются, а народ подчиняется Если во время обычного общения кто-нибудь пытается начать раздавать указания, то это встречает агрес...
 20.12  Сюрреалистические иллюстрации, которые вводят зрителей в заблуждение Порой фантазия настолько безгранична, что её обладателю можно только позавидовать. Ломая грани челов...

Главные новости города

 19.01  Горячая линия Роспотребнадзора по вопросам новых купюр и проблем банковских карт В Магнитогорске в период с 18 по 25 января в будние дни действует телефон горячей линии Роспотребнад...
 18.01  В ближайшие дни будет холоднее обычного По данным Челябинского ЦГМС, с 17 по 22 января в южных районах региона ожидается аномально холодная ...
 17.01  Хорошее настроение В чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица....
 17.01  27 января в Магнитогорске пройдет главное баскетбольное шоу сезона – Матч звезд АСБ! Яркая шоу-программа, зрелищный баскетбол, развлечения для всей семьи – мы подготовили для вас много ...
 15.01  Стартовала продажа билетов на Юниорский ЧМ по хоккею Напомним, чемпионат мира по хоккею среди юниорских команд пройдет в Челябинске и Магнитогорске с 19 ...
 03.01  Куда сходить на праздниках и не только 3 января на площади Народных гуляний состоится молодёжный праздник с дискотекой. 7 января тут пройду...
 28.12  Политехнический колледж попал в топ 25 лучших колледжей России, где учат по международным стандартам Как сообщает образовательный портал mel.fm, эксперты сайта составили топ 25 лучших колледжей России,...
 28.12  Открылись ледовые городки в Ленинском районе В преддверии новогодних праздников 27 декабря в Ленинском районе в сквере Металлургов и на площади у...
 27.12  Магнитогорцам рассказали, где найти лучший мобильный подарок Магнитогорские телеком-эксперты представили пятёрку самых популярных смартфонов в салонах связи пере...
 26.12  В Челябинской области появились банкноты номиналом 2000 рублей Как сообщает URALPRESS в Челябинскую область поступили банкноты Банка России номиналом 2000 рублей, ...
 26.12  Выставка экзотических животных "Необычный зООпарк" г. Магнитогорск. Выставка экзотических животных "Необычный зООпарк" с 22 декабря, ТРЦ Джаз Молл, еже...
 22.12  Челябинская область заняла второе место в акции «Экономический диктант» В акции, которая проходила на территории всей страны, приняли участие более 60 тысяч человек. По кол...
 22.12  Команда из Магнитогорска вошла в тройку лидеров Всероссийского конкурса В Москве подвели итоги Всероссийской сетевой образовательной игры «Моя команда». В результате предст...
 20.12  Изменения генплана города Вчера депутаты городского Собрания проголосовали за изменение Генерального плана города Магнитогорск...
 19.12  Помехи внеземного происхождения на Южном Урале. Вспоминая метеорит Некоторые события гремят на всю страну. И только их непосредственные участники знают, что скрывается...
 18.12  Челябинское отделение РАС ООН откроют на базе МГТУ им. Носова В Москве на минувшей неделе состоялась Генеральная конференция Российской ассоциации содействия ООН....
 15.12  Всего 67 катков будут открыты в этом сезоне В зимний сезон 2017-2018 годов в Магнитогорске будут открыты 67 ледовых площадок. На аппаратном сове...
                   
 

Новости Города

   

Ситуация

Официально

Анонсы

События

ЧП

Бизнес

Люди

Интересное

 

Все Новости

   

Политика

Экономика

Общество

Происшествия

Культура

Технологии

Спорт

Образ Жизни

 

Глянец

   

Мода

Светская Хроника

Успех

Стиль Жизни

Путешествия

Кино

Музыка

Книги

Леди

   

Семья

Красота

Домоводство

Еда

Здоровье

Секс

Карьера

Психология

 

Авто

   

Новинки

Автоправо

Безопасноть

Автобизнес

Тест-Драйв

Автоспорт

Тюнинг

Автоледи

 

Мы в социальных сетях

                             
             
                             

Перепечатка авторских материалов допускается только с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал.

 

Ответственность за достоверность информации в рекламных материалах несёт рекламодатель.

 

Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции и создателей сайта.

 

 

Адрес редакции: 455037, Челябинская обл.
г. Магнитогорск, ул. Советской Армии д. 47,
т.: (3519) 49-65-35, e-mail: info@1mgn.ru

  
Главная  |  Реклама на сайте  |  Карта сайта  
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru  
 

Почитать

   

Другой Взгляд

Познавательно

Наши за Границей

Искусство в Деталях

Оружейная Палата

Большая Политика

Путевые Заметки

Hi-Tech

Спецпроекты

   

Конкурсы

Половодье

Театральная Магнитка

Любимое Место

Что нового

Наши на Олимпиаде

Люди дела

Просто Бизнес

 

Юмор

   

Всяко Разно

Истории

"Улетное" Видео

Бредовости

Аткрытки

Народное творчество

Демотиваторы

Усы, Лапы, Хвост

 
 
 
 
    Материалы сайта для читателей старше 18 лет.   18+
    Copyright © 2012 www.1mgn.ru Все права защищены ©
    Создание сайта: Магнитогорское Интернет Агентство

Авторизация или Регистрация

Авторизация

Регистрация

User Registration
или Отмена