Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

Почему Василий Верещагин неудобный художник

Оцените материал
(0 голосов)

В Русском музее открылась выставка Василия Верещагина к его 175-летию. На ней 200 произведений, но Илья ДОРОНЧЕНКОВ, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и Академии художеств, считает, что этого мало.
– Будет ли народ валить на Верещагина, как на выставки Серова и Айвазовского? Или это художник не для народа?
– Сначала про первых двух персонажей. Мы дожили до музейного бума, который создает наша культурная традиция и финансовая ситуация. Традиция – это когда престижно ходить на выставки, хотя мы не поднялись пока до западных образцов, когда люди своими средствами поддерживают музеи, становятся их «друзьями», таким образом, получая бонусы, ездят по всему миру именно на выставки.
Интерес к Серову и Айвазовскому связан со школьной памятью и с тем, что Серов показывает красивую Россию, которую мы потеряли, а Айвазовский – великолепие морской стихии, которое у него эффектнее, чем взаправду.


Важный момент для этих выставок – широта охвата. Показали всего Серова. А того, что не показали, вам знать и не надо.
– Вы про картины о русской революции 1905 года?
– Конечно. Хотя, думаю, что если бы на выставке были «Солдатушки, бравы ребятушки...» и карикатуры на Николая II, то никто бы их особо и не заприметил. В любом случае экспозиции Айвазовского и Серова стали выставками-блокбастерами.
– А Верещагин?
– Верещагин, безусловно, потенциальный герой блокбастерной выставки, но, видимо, в этот раз Русский музей такую цель не ставил.
– Почему?
– Он неудобный художник, таким был при жизни, таким остается сейчас. Его обвиняли в антипатриотизме, хотя он участвовал во всех крупных военных кампаниях, которые вела Россия во второй половине XIX века. Обвиняли в неверии, хотя атеистом художник не был.
Но «Евангельскую серию» 1880-х годов запретили к показу за изображение Христа как человека, а евангельской истории – как реальных событий, а не чудес. Думаю, что если бы эта серия нашлась (она рассеяна по миру) и ее бы выставили, то и сейчас нашлось бы много оскорбленных.
Верещагин парадоксален, он антивоенный баталист и антиколониальный ориенталист. Он не помещается ни в одну готовую схему.
В советской истории искусства Верещагин – критик российского империализма, которым он не был.
– А кем был?
– Верещагин – сперва как молодой участник завоевания Туркестана, а потом уже признанный художник – по мере сил участвовал в «большой игре» между Россией и Англией в Средней Азии. Эта игра определяла международную политику второй половины XIX века. Проникновение России в Среднюю Азию было потенциальной угрозой британским интересам в Индии и Афганистане.
В 1873 году туркестанская серия Верещагина – еще до показа в Петербурге – выставляется в Хрустальном дворце в Лондоне. Что это, как не проявление «мягкой силы» России, предъявленной в столице геополитического конкурента? Кстати, выставка в Лондоне имела очень серьезный успех.
Эта серия должна была показать и Европе и соотечественникам, что приход России в Среднюю Азию был колониально-цивилизационным проектом. А для этого нужно было представить прежний порядок вещей как глубоко устаревший, варварский. Полная выставка Верещагина с показом восточных сюжетов была бы, я думаю, максимально востребована нашей публикой – верещагинский Восток никуда не ушел из современной повестки дня.
– Что такое антиколониальный ориенталист?
– Образ Востока у Верещагина отличался от европейской традиции. Художники, работавшие в ней, представляют Восток двояко. С симпатией изображают этнографию: бедуины, верблюды, закаты над Сахарой, улицы Каира. Либо второй вариант – это запретные плоды, которых хочется дома, но буржуазная мораль воспрещает: гарем, гашиш и тому подобное. Это сказочный чувственный Восток, имеющий мало отношения к реальности.
Восток Верещагина конкретный, точный, жестокий. Художнику свойственна позитивистская потребность в конкретном знании, а его лишенная броских эффектов манера должна убеждать зрителя: я тебе правду рассказываю. Восток Верещагина – не экзотика, а реальность, очень часто устрашающая. Такова картина «Опиумоеды», изображающая завсегдатаев притона, – лучшая пропаганда против наркотиков (она принадлежит Ташкентскому музею, к сожалению, ее нет на выставке). Такова пара полотен «После удачи» и «После неудачи». Они на выставке есть, но повешены так, что теряется сама возможность увидеть их вместе, и таким образом зрителю труднее понять их исходный смысл.
– Верещагина называют художником-антимилитаристом, при этом он все время ездил на войну. В этом нет противоречия?
– В первые поездки в Туркестан Верещагин был участником российской военной экспедиции в чине прапорщика, мужественно вел себя в боях, получил орден. Но дело и в том, что и его художественный проект «Туркестанская серия» финансировался военной администрацией нового края. Другое дело, что Верещагин не просто выполнял официальный заказ. В туркестанской серии показаны не только доблесть русского оружия, но и поражения, есть и знаменитая картина «Забытый» – мертвого русского солдата клюют степные птицы.
Позже Верещагин уничтожил эту картину, но предварительно сфотографировал ее, потом демонстрировал репродукции. Такая репродукция показана и на нынешней выставке.
– Есть версия, что Верещагин был разведчиком Генштаба, поэтому так обширна география его путешествий: Средняя Азия, Балканы, Индия, Япония, США. Поэтому в своих записках он дотошно указывает расположение и численность войск противника. Поэтому неизвестны источники дохода Верещагина в некоторые периоды его жизни. Эта версия может иметь основания?
– Что называется, я не могу ни подтвердить ни опровергнуть эту версию. Притом что художник этот популярен и любим, биография его остается недостаточно изученной. Есть еще над чем работать, вероятно, и в архивах военного ведомства. Многие произведения Верещагина утрачены, многие часто меняли владельцев, и теперь их следы – особенно за границей – потеряны.
– Кроме «Забытого» Верещагин уничтожил еще две картины из туркестанского цикла – почему?
– Одна – батальная – скорее всего, просто под горячую руку попала. Другая, изображающая ритуал угощения мальчика-танцора восхищенными поклонниками, оказалась слишком неудобна для европейской общественной морали: она говорила о тех сексуальных практиках, которые 19-й век относил к области неудобосказуемых. Верещагин, кстати, скорее всего, уничтожил ее в Париже после неодобрительного отзыва своего французского учителя Жерома, знаменитого своей гаремной эротикой.
– Известно, что Верещагин всех сторонился – Академии художеств, Товарищества передвижников. Демонстрировал независимость?
– В XIX веке у русских художников было две стратегии поведения по отстаиванию собственных интересов – индивидуально или внутри корпорации. Передвижники создали свой союз, чтобы сообща противостоять давлению академии и бороться за экономическую независимость. Позволю себе предположить, что Верещагину, одному из немногих русских, кто учился в западной академии, была ближе индивидуалистическая стратегия. Но эстетически Верещагин как своего рода экстремальный реалист, доверяющий своему видению и знанию, не верящий в сверхъестественное, никак не противоречит передвижникам.
– Пишут, что в XIX веке он был самым знаменитым русским живописцем за пределами России. Это так?
– Не было во времена Верещагина такой «должности» – самый знаменитый русский художник на Западе. Он был наиболее представлен на Западе, но не стал «послом русской культуры», как Тургенев, Толстой, Чайковский.
– Верещагин устраивал из своих зарубежных выставок шоу – окружал картины коврами и оружием, тропическими растениями, запахами благовоний, специально подобранной музыкой. То есть он первым стал устраивать из выставки шоу?
– Выставочная культура той поры это все предполагала. Обычная большая выставка XIX века – это квадратные километры тесно повешенных картин. Но постепенно формируются новые способы показа. Были аскетические оформленные выставки передвижников, и когда Сергей Дягилев в 1899 году показал своих художников среди экзотических растений в кадках, это казалось дерзким открытием. Англо-американский художник Джеймс Уистлер еще в 1860-е годы пробует индивидуальную окраску стен под каждую картину, организует пространство, комфортное для восприятия отдельного произведения. То есть переходит от выставки-супермаркета к выставке-бутику. Верещагин – часть этого процесса. Я не стал бы утверждать, что он здесь лидер.
– Многим Верещагин напоминает военного фотокорреспондента – то есть после изобретения фотоаппарата такая реалистическая живопись уже не нужна?
– Думаю, что Верещагин использует какие-то элементы фотографического языка для усиления впечатления достоверности своих образов и потому может казаться военным корреспондентом. Но его следует понимать не столько в связи с репортажными задачами фотографии, сколько в более сложном отношении с традицией живописи. Обычная батальная картина XIX века – это героическая сторона войны, это про славу полководца или подвиг солдата. В ней отчетливо расставлены плюсы и минусы: вот это наши, они хорошие, вот это враги – они плохие. Верещагин-баталист сложнее. Будучи настоящим патриотом, он не скрывает от своего зрителя цену войны, уравнивая врагов в смерти, как это сделано в парадоксальном полотне «Скобелев под Шипкой», где парад победителей отнесен на задний план, а на переднем лежат припорошенные снегом непогребенные тела погибших. В XIX веке фотография все-таки еще не приобрела статуса искусства с вытекающими отсюда последствиями – то, что изображалось на фото, принадлежало потоку реальности, приземленной повседневности. То, что писалось на холсте, словно бы вынималось из этого потока, поднималось на пьедестал. В этом отношении Верещагин снова оказывается парадоксальным и потому особенно успешным. Используя социально приемлемый жанр – батальный, – он показывает войну как страшную прозу жизни, и в этом смысле его место рядом с Толстым «Севастопольских рассказов» и «Войны и мира».
В современном мире уже не живопись, а именно фотография может обеспечить зрителю эффект присутствия и таким образом оказать на него шоковое воздействие – особенно если речь идет о верещагинских темах. Она по умолчанию претендует на достоверность, даже когда оказывается постановочной.


Добавить комментарий

ВНИМАНИЕ! По требованию российского законодательства, запрещены комментарии, содержащие не цензурную и сниженную лексику, оскорбления, а также призывающие к межнациональной и социальной розни.

Авторизация через социальные сети

               

Защитный код Обновить

Сегодня в кино

Все события

Календарь новостей

« Июнь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Большая политика

Другой взгляд

Наши за границей

Познавательно

Новости

 22.06  40 лет в сумасшедшем доме: как японская художница Яёи Кусама свела мир с ума Яёи Кусама (Yayoi Kusama) – одна из самых дорогих и знаменитых художников современности. Её работы с...
 22.06  Какой была русская армия в Ливонскую войну 25-летняя Ливонская война (1558-1583 гг.) охватила весь зрелый период правления Ивана Грозного. Все ...
 22.06  7 главных «фокусов» Николы Теслы То, что Тесла был гением сегодня даже как-то не обсуждается. Без его изобретений у нас не было бы эл...
 22.06  Госпереворот. Турцию зажали в тиски Александр Дель Валь, ведущий политолог , заявил, что турецкие власти делают все возможное для того, ...
 21.06  Сирийский конвейер войны: раскрыты уловки ВПК США на Ближнем Востоке Война в Сирии, породившая усиленную гонку вооружений на Ближнем Востоке, стала для военно-промышленн...
 21.06  Искусственный интеллект - оружие XXI века Еще каких-то 20 лет назад мощным оружием, против которого нет противоядия, считались атомные и термо...
 21.06  Мусорный коллапс во Львове: мэр предложил эвакуировать детей из города Мэр Львова Андрей Садовый заявил, что из города могут эвакуировать всех детей из-за большого количес...
 21.06  Следующим этапом эволюции человека может быть киборг Медицина прогрессирует очень быстро. Достижения в робототехнике, имплантации и прочих вспомогательны...
 21.06  Кто виноват в смерти американского студента Уормбиера: Северная Корея или СШ Нешуточный скандал разгорелся на весь мир. Пользователи социальных сетей и в России, и на Западе отм...
 21.06  Николай Ватутин: генерал, которого убили украинские националисты Жуков считал этого генерала высокоэрудированным и очень работоспособным военачальником, Хрущеву он з...
 21.06  Еда как произведение искусства: мастерство карвинга по овощам и фруктам Даниэль Барреси – талантливый мастер фруктово-овощного и сырного карвинга, который при помощи специа...
 21.06  Сколько генералов Красной Армии перешли на сторону Гитлера За годы Великой Отечественной в немецкий плен попали 78 советских генералов. 26 из них умерли в плен...
 21.06  Почему акулы боятся дельфинов? Самым логическим объяснением кажется то, что акулы спасаются бегством, тем самым пытаясь сохранить с...
 21.06  Госдеп США «слил» в СМИ секретный план по дружбе с Россией Госдеп США решил вытащить отношения США и России из сточной канавы, чтобы их не спустили в канализац...
 20.06  Ученые впервые получили "жидкий свет" при обычной температуре Физики впервые в истории получили «жидкий свет» при комнатной температуре, сделав эту необычную форм...
 20.06  Четверорукий робот-музыкант, который играет музыку собственного сочинения Все чаще роботы «осваивают» профессии, в освоении которых, казалось бы, нет надобности. И не так дав...
 20.06  Китай пригласил "Роскосмос" принять участие в новой космической станции Глава «Роскосмоса» Игорь Комаров сообщил в понедельник, что Китай предложил государственной корпорац...
 20.06  Девять трупов и право на оружие Как живет поселок после жестокого убийства девяти человек: может, завести дома ружье? поселке Редки...

Главные новости города

 21.06  III Кубок России по пейнтболу в Магнитогорске В Магнитогорске 24 июня пройдут чемпионат УрФО, III этап Кубка России и III этап Кубка любительских ...
 20.06  23 и 24 июня в магнитогорском «Ситилинк» пройдет уже полюбившаяся покупателям акция Федеральная сеть бытовой техники и электроники «Ситилинк», недавно открывшая магазин на улице Вороши...
 19.06  1 июня «Мягкий кинотеатр» совместно с детским парком развлечений «Мегалэнд» устроил праздник для дет… Сегодня «День защиты детей» - это праздник, который празднуется во всем мире. И в России его особенн...
 16.06  Выходные в Челябинской области обещают быть дождливыми По данным Челябинского ЦГМС, днем 17, ночью и днем 18 и 19 июня в отдельных районах региона ожидаютс...
 15.06  Лето-онлайн или как сделать безопасными мобильные каникулы 15 июня 2017 год, Урал. 44% российских школьников «живут» в интернете. По данным ESET, почти половин...
 15.06  Zifa - украшения, аксессуары, подарки! Мы открылись в ТРК Континент В современном обществе наблюдается активная популяризация бижутерии. Как и в одежде, в бижутерии ест...
 14.06  ROLLERDOM Недавно в нашем городе открылся Первый роликовый и батутный парк - RollerDom. По своей сути это очен...
 14.06  Впервые в г. Магнитогорске, гастрольная выставка-зоопарк «Живые тропики». Вы сможете покормить, подержать, погладить, сфотографироваться и познакомиться с любым животным инди...
 14.06  Магазин «Ситилинк» продолжает радовать призами! В минувшую субботу магазин бытовой техники и электроники «Ситилинк», недавно открывшийся на улице Во...
 14.06  Курортный Сабантуй: праздник дружбы и отличного настроения На территории ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» 17 июня в 10:00 состоится ежегодный праздник «Курортный С...
 08.06  В Магнитогорске пройдет автопробег «Ретро-ралли «Европа-Азия» 17 июня на площади Народных гуляний пройдут соревнования по автотюнингу и стартует автопробег «Ретро...
 08.06  Интернет, не отходя от кассы: бизнес погрузился в онлайн расчеты Бизнес Урала ускорил темпы перехода на кассовую реформу. Торговые компании региона стали в 2 раза ак...
 08.06  Самый красочный фестиваль года пройдет в Магнитогорске в первые дни июля 1 и 2 июля 14:00 в Парке «Лукоморье» состоится самое яркое событие этого лета – Всероссийский Фестив...
 08.06  Фестиваль Водных фонариков пройдет в Магнитогорске в середине лета 30 июня и 1 июля в 21:00 в Парке «Лукоморье» пройдет Фестиваль Водных фонариков. Фестиваль Водных ф...
 06.06  Магнитогорск получит 250 миллионов рублей на ремонт дорог На ремонт дорог Магнитогорска из регионального бюджета Челябинской области выделено 250 миллионов ру...
 06.06  ЗАЕЗД «СЕМЕЙНЫЙ ЛАГЕРЬ» Ученые признают, чтобы оставаться по-настоящему жизнерадостным, оптимистичным, работоспособным нам н...
 06.06  Презентация игры «Magic the Gathering» от Клуба настольных игр «Грань» 10 июня с 12.00 в Библиотеке «Крашенинникова» по адресу Ленина, 47 пройдёт презентация игры «Magic t...
                   
 

Новости Города

   

Ситуация

Официально

Анонсы

События

ЧП

Бизнес

Люди

Интересное

 

Все Новости

   

Политика

Экономика

Общество

Происшествия

Культура

Технологии

Спорт

Образ Жизни

 

Глянец

   

Мода

Светская Хроника

Успех

Стиль Жизни

Путешествия

Кино

Музыка

Книги

Леди

   

Семья

Красота

Домоводство

Еда

Здоровье

Секс

Карьера

Психология

 

Авто

   

Новинки

Автоправо

Безопасноть

Автобизнес

Тест-Драйв

Автоспорт

Тюнинг

Автоледи

 

Мы в социальных сетях

                             
             
                             

Перепечатка авторских материалов допускается только с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал.

 

Ответственность за достоверность информации в рекламных материалах несёт рекламодатель.

 

Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции и создателей сайта.

 

 

Адрес редакции: 455037, Челябинская обл.
г. Магнитогорск, ул. Советской Армии д. 47,
т.: (3519) 49-65-35, e-mail: info@1mgn.ru

  
Главная  |  Реклама на сайте  |  Карта сайта  
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru  
 

Почитать

   

Другой Взгляд

Познавательно

Наши за Границей

Искусство в Деталях

Оружейная Палата

Большая Политика

Путевые Заметки

Hi-Tech

Спецпроекты

   

Конкурсы

Половодье

Театральная Магнитка

Любимое Место

Что нового

Наши на Олимпиаде

Люди дела

Просто Бизнес

 

Юмор

   

Всяко Разно

Истории

"Улетное" Видео

Бредовости

Аткрытки

Народное творчество

Демотиваторы

Усы, Лапы, Хвост

 
 
 
 
    Материалы сайта для читателей старше 18 лет.   18+
    Copyright © 2012 www.1mgn.ru Все права защищены ©
    Создание сайта: Магнитогорское Интернет Агентство

Авторизация или Регистрация

Авторизация

Регистрация

User Registration
или Отмена