Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

Почему Василий Верещагин неудобный художник

Оцените материал
(0 голосов)

В Русском музее открылась выставка Василия Верещагина к его 175-летию. На ней 200 произведений, но Илья ДОРОНЧЕНКОВ, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и Академии художеств, считает, что этого мало.
– Будет ли народ валить на Верещагина, как на выставки Серова и Айвазовского? Или это художник не для народа?
– Сначала про первых двух персонажей. Мы дожили до музейного бума, который создает наша культурная традиция и финансовая ситуация. Традиция – это когда престижно ходить на выставки, хотя мы не поднялись пока до западных образцов, когда люди своими средствами поддерживают музеи, становятся их «друзьями», таким образом, получая бонусы, ездят по всему миру именно на выставки.
Интерес к Серову и Айвазовскому связан со школьной памятью и с тем, что Серов показывает красивую Россию, которую мы потеряли, а Айвазовский – великолепие морской стихии, которое у него эффектнее, чем взаправду.


Важный момент для этих выставок – широта охвата. Показали всего Серова. А того, что не показали, вам знать и не надо.
– Вы про картины о русской революции 1905 года?
– Конечно. Хотя, думаю, что если бы на выставке были «Солдатушки, бравы ребятушки...» и карикатуры на Николая II, то никто бы их особо и не заприметил. В любом случае экспозиции Айвазовского и Серова стали выставками-блокбастерами.
– А Верещагин?
– Верещагин, безусловно, потенциальный герой блокбастерной выставки, но, видимо, в этот раз Русский музей такую цель не ставил.
– Почему?
– Он неудобный художник, таким был при жизни, таким остается сейчас. Его обвиняли в антипатриотизме, хотя он участвовал во всех крупных военных кампаниях, которые вела Россия во второй половине XIX века. Обвиняли в неверии, хотя атеистом художник не был.
Но «Евангельскую серию» 1880-х годов запретили к показу за изображение Христа как человека, а евангельской истории – как реальных событий, а не чудес. Думаю, что если бы эта серия нашлась (она рассеяна по миру) и ее бы выставили, то и сейчас нашлось бы много оскорбленных.
Верещагин парадоксален, он антивоенный баталист и антиколониальный ориенталист. Он не помещается ни в одну готовую схему.
В советской истории искусства Верещагин – критик российского империализма, которым он не был.
– А кем был?
– Верещагин – сперва как молодой участник завоевания Туркестана, а потом уже признанный художник – по мере сил участвовал в «большой игре» между Россией и Англией в Средней Азии. Эта игра определяла международную политику второй половины XIX века. Проникновение России в Среднюю Азию было потенциальной угрозой британским интересам в Индии и Афганистане.
В 1873 году туркестанская серия Верещагина – еще до показа в Петербурге – выставляется в Хрустальном дворце в Лондоне. Что это, как не проявление «мягкой силы» России, предъявленной в столице геополитического конкурента? Кстати, выставка в Лондоне имела очень серьезный успех.
Эта серия должна была показать и Европе и соотечественникам, что приход России в Среднюю Азию был колониально-цивилизационным проектом. А для этого нужно было представить прежний порядок вещей как глубоко устаревший, варварский. Полная выставка Верещагина с показом восточных сюжетов была бы, я думаю, максимально востребована нашей публикой – верещагинский Восток никуда не ушел из современной повестки дня.
– Что такое антиколониальный ориенталист?
– Образ Востока у Верещагина отличался от европейской традиции. Художники, работавшие в ней, представляют Восток двояко. С симпатией изображают этнографию: бедуины, верблюды, закаты над Сахарой, улицы Каира. Либо второй вариант – это запретные плоды, которых хочется дома, но буржуазная мораль воспрещает: гарем, гашиш и тому подобное. Это сказочный чувственный Восток, имеющий мало отношения к реальности.
Восток Верещагина конкретный, точный, жестокий. Художнику свойственна позитивистская потребность в конкретном знании, а его лишенная броских эффектов манера должна убеждать зрителя: я тебе правду рассказываю. Восток Верещагина – не экзотика, а реальность, очень часто устрашающая. Такова картина «Опиумоеды», изображающая завсегдатаев притона, – лучшая пропаганда против наркотиков (она принадлежит Ташкентскому музею, к сожалению, ее нет на выставке). Такова пара полотен «После удачи» и «После неудачи». Они на выставке есть, но повешены так, что теряется сама возможность увидеть их вместе, и таким образом зрителю труднее понять их исходный смысл.
– Верещагина называют художником-антимилитаристом, при этом он все время ездил на войну. В этом нет противоречия?
– В первые поездки в Туркестан Верещагин был участником российской военной экспедиции в чине прапорщика, мужественно вел себя в боях, получил орден. Но дело и в том, что и его художественный проект «Туркестанская серия» финансировался военной администрацией нового края. Другое дело, что Верещагин не просто выполнял официальный заказ. В туркестанской серии показаны не только доблесть русского оружия, но и поражения, есть и знаменитая картина «Забытый» – мертвого русского солдата клюют степные птицы.
Позже Верещагин уничтожил эту картину, но предварительно сфотографировал ее, потом демонстрировал репродукции. Такая репродукция показана и на нынешней выставке.
– Есть версия, что Верещагин был разведчиком Генштаба, поэтому так обширна география его путешествий: Средняя Азия, Балканы, Индия, Япония, США. Поэтому в своих записках он дотошно указывает расположение и численность войск противника. Поэтому неизвестны источники дохода Верещагина в некоторые периоды его жизни. Эта версия может иметь основания?
– Что называется, я не могу ни подтвердить ни опровергнуть эту версию. Притом что художник этот популярен и любим, биография его остается недостаточно изученной. Есть еще над чем работать, вероятно, и в архивах военного ведомства. Многие произведения Верещагина утрачены, многие часто меняли владельцев, и теперь их следы – особенно за границей – потеряны.
– Кроме «Забытого» Верещагин уничтожил еще две картины из туркестанского цикла – почему?
– Одна – батальная – скорее всего, просто под горячую руку попала. Другая, изображающая ритуал угощения мальчика-танцора восхищенными поклонниками, оказалась слишком неудобна для европейской общественной морали: она говорила о тех сексуальных практиках, которые 19-й век относил к области неудобосказуемых. Верещагин, кстати, скорее всего, уничтожил ее в Париже после неодобрительного отзыва своего французского учителя Жерома, знаменитого своей гаремной эротикой.
– Известно, что Верещагин всех сторонился – Академии художеств, Товарищества передвижников. Демонстрировал независимость?
– В XIX веке у русских художников было две стратегии поведения по отстаиванию собственных интересов – индивидуально или внутри корпорации. Передвижники создали свой союз, чтобы сообща противостоять давлению академии и бороться за экономическую независимость. Позволю себе предположить, что Верещагину, одному из немногих русских, кто учился в западной академии, была ближе индивидуалистическая стратегия. Но эстетически Верещагин как своего рода экстремальный реалист, доверяющий своему видению и знанию, не верящий в сверхъестественное, никак не противоречит передвижникам.
– Пишут, что в XIX веке он был самым знаменитым русским живописцем за пределами России. Это так?
– Не было во времена Верещагина такой «должности» – самый знаменитый русский художник на Западе. Он был наиболее представлен на Западе, но не стал «послом русской культуры», как Тургенев, Толстой, Чайковский.
– Верещагин устраивал из своих зарубежных выставок шоу – окружал картины коврами и оружием, тропическими растениями, запахами благовоний, специально подобранной музыкой. То есть он первым стал устраивать из выставки шоу?
– Выставочная культура той поры это все предполагала. Обычная большая выставка XIX века – это квадратные километры тесно повешенных картин. Но постепенно формируются новые способы показа. Были аскетические оформленные выставки передвижников, и когда Сергей Дягилев в 1899 году показал своих художников среди экзотических растений в кадках, это казалось дерзким открытием. Англо-американский художник Джеймс Уистлер еще в 1860-е годы пробует индивидуальную окраску стен под каждую картину, организует пространство, комфортное для восприятия отдельного произведения. То есть переходит от выставки-супермаркета к выставке-бутику. Верещагин – часть этого процесса. Я не стал бы утверждать, что он здесь лидер.
– Многим Верещагин напоминает военного фотокорреспондента – то есть после изобретения фотоаппарата такая реалистическая живопись уже не нужна?
– Думаю, что Верещагин использует какие-то элементы фотографического языка для усиления впечатления достоверности своих образов и потому может казаться военным корреспондентом. Но его следует понимать не столько в связи с репортажными задачами фотографии, сколько в более сложном отношении с традицией живописи. Обычная батальная картина XIX века – это героическая сторона войны, это про славу полководца или подвиг солдата. В ней отчетливо расставлены плюсы и минусы: вот это наши, они хорошие, вот это враги – они плохие. Верещагин-баталист сложнее. Будучи настоящим патриотом, он не скрывает от своего зрителя цену войны, уравнивая врагов в смерти, как это сделано в парадоксальном полотне «Скобелев под Шипкой», где парад победителей отнесен на задний план, а на переднем лежат припорошенные снегом непогребенные тела погибших. В XIX веке фотография все-таки еще не приобрела статуса искусства с вытекающими отсюда последствиями – то, что изображалось на фото, принадлежало потоку реальности, приземленной повседневности. То, что писалось на холсте, словно бы вынималось из этого потока, поднималось на пьедестал. В этом отношении Верещагин снова оказывается парадоксальным и потому особенно успешным. Используя социально приемлемый жанр – батальный, – он показывает войну как страшную прозу жизни, и в этом смысле его место рядом с Толстым «Севастопольских рассказов» и «Войны и мира».
В современном мире уже не живопись, а именно фотография может обеспечить зрителю эффект присутствия и таким образом оказать на него шоковое воздействие – особенно если речь идет о верещагинских темах. Она по умолчанию претендует на достоверность, даже когда оказывается постановочной.


Добавить комментарий

ВНИМАНИЕ! По требованию российского законодательства, запрещены комментарии, содержащие не цензурную и сниженную лексику, оскорбления, а также призывающие к межнациональной и социальной розни.

Авторизация через социальные сети

               

Защитный код Обновить

Сегодня в кино

Все события

Календарь новостей

« Февраль 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          

Большая политика

Другой взгляд

Наши за границей

Познавательно

Новости

 21.07  Непредсказуемый Роальд Даль: Добрый сказочник с черным юмором Роальд Даль, великолепный мастер рассказов с элементами сюрреализма, фантастики и тонкого черного юм...
 21.07  Зачем Россия хотела завоевать Тибет Петр Бадмаев (до крещения – Жамсаран) одним из первых выступил за включение тибетских земель в Соста...
 21.07  Почему в слове «Россия» две буквы «c» Если произвести морфемный анализ слова «Россия», получится, что написание его с двумя «с» является а...
 21.07  Буйных мало: Посол США руководил провокацией у границы Южной Осетии На государственной границе Южной Осетии и Грузии прокатилась новая волна провокационных акций. В час...
 20.07  Тайна «Неизвестной» Крамского: Трагическая судьба дочери художника Если имя Ивана Крамского известно почти всем, то имя его любимой дочери Софьи Юнкер-Крамской (1866-1...
 20.07  Главные отличия русского языка от украинского Имеющие общие корни русский и украинский языки на первый взгляд кажутся очень похожими. Но это не та...
 20.07  Что делали на Руси, чтобы определить сглаз и порчу На Руси издавна опасались сглаза и порчи. Говоря современным языком, речь идет о негативном воздейст...
 20.07  Путь к банкротству Westinghouse. Взгляд на АЭС в США со строительной площадки C конца прошлого года компания Westinghouse и ее материнская фирма Toshiba находятся в крайне сложно...
 19.07  Обреченная на одиночество: почему Фаина Раневская считала свой талант проклятием 33 года назад, 19 июля 1984 г. ушла из жизни актриса, которую называют легендой советского театра и ...
 19.07  Зачем в 1990 году СССР отдал США акваторию Берингова моря 1 июня 1990 года в Вашингтоне было подписано соглашение между министром иностранных дел СССР Эдуардо...
 19.07  90-60-90: как появился современный идеал женской фигуры В разные эпохи люди представляли себе идеальное женское тело по-разному. В моде были и очень полные ...
 19.07  Лазерное оружие: Чем Россия ответит Америке Военно-морские силы США стали использовать корабли, оснащенные лазерным оружием. Один из них продемо...
 18.07  Ученые из России и США создали первый 51-кубитный квантовый компьютер Физики из России и США совместно разработали и протестировали самый мощный в мире квантовый компьюте...
 18.07  Китайцы создали "неубиваемый" смартфон Компания OUKITEL продолжает удивлять пользователей, выпуская смартфоны, которые отличаются не только...
 18.07  «Убийца авианосцев» попал на видео 12 июля, пресс-служба Минобороны России опубликовала видео подводного пуска ракеты П-700 «Гранит» с ...
 18.07  Парадный дебют «Грифона» Франция показала первые результаты армейской программы перевооружения Scorpion. Вчера, 14 июля, во в...
 18.07  Зачем и кто придумал Малороссию За первые часы после появления информации о создании Малороссии (придуманном вовсе не главой ДНР), к...
 18.07  Русский появился в нашем городе летом Русский появился в нашем городе летом. Ну, вы знаете – про то, как их раздолбали войска Демократичес...

Главные новости города

 21.07  Магнитогорцев ждут на фестиваль «Магнитка - добрый город» В администрации города состоялась пресс-конференция с представителями организационного комитета благ...
 21.07  Магнитогорцы смогут проверить подлинность лекарства Магнитогорцы получили возможность самостоятельно проверить на сайте Росздравнадзора лекарственный пр...
 21.07  В Магнитогорске вручили ключи от квартир молодым врачам Вчера счастливыми обладателями ключей от новых квартир стали 32 молодых специалиста, работающих в бо...
 19.07  7 октября 2017 | Егор Крид | ДС им.Ромазана 7 октября - ДС им.Ромазана. Сбор гостей в 19:00. Возрастное ограничение 6+. Самый завидный холостяк...
 19.07  «Пятёрочка» преподнесла магнитогорцам незабываемый подарок на День города и День металлурга 14 июля жители и гости Магнитогорска отметили двойной праздник – День города и День металлурга. К эт...
 19.07  Велосипедисты выйдут на старт В эту субботу, 22 июля, в Магнитогорске стартует IX велогонка, посвященная Дню города, Дню металлург...
 19.07  Металлурги побывали в атмосфере дополненной реальности 19 июля 2017 года, Магнитогорск. На Дне Металлурга горожане тысячу раз погрузились в виртуальную реа...
 18.07  В Магнитогорске прошел XVIII Международный фестиваль моды и музыки «Половодье» В минувшую субботу во Дворце спорта имени И. Х. Ромазана состоялся XVIII Международный фестиваль мод...
 15.07  Магнитогорск отметил двойной праздник Магнитогорцы принимают поздравления с Днем города и Днем металлурга. В объединенном торжестве 2017 г...
 14.07  Самые общительные люди едут из Индии, Украины и Южной Осетии 14 июля 2017 года, Челябинск. Гости, приезжающие на Урал из Азии, чаще звонят домой, а европейцы и а...
 14.07  В Магнитогорске зажгут «Золотые костры» В Магнитогорске 14 июля снова зажгутся «Золотые костры». Эта традиция зародилась много лет назад. Вп...
 14.07  Суровых металлургов научат делать красивые селфи 12 июля 2017 года, Магнитогорск. Уже в эту пятницу магнитогорцы создадут тысячи ярких фото и померяю...
 13.07  В Магнитогорске прошла пресс-конференция «Половодья» Вчера состоялась пресс-конференция, посвященная международному фестивалю «Половодье», на которой ста...
 13.07  Почему мы так любим кино? Сегодня очень трудно встретить человека, который бы не любил смотреть кино. У некоторых смотреть фил...
 12.07  В Магнитогорске отремонтировали еще один перекресток Вчера подошел к концу ремонт участка дороги на пересечении улиц Советская–Ленинградская. Работы пров...
 11.07  «Ситилинк» продолжает радовать специальными предложениями магнитогорских покупателей Электронный дискаунтер, открывший недавно свой полноформатный магазин в Магнитогорске по адресу Воро...
 11.07  В небе над Магнитогорском пролетят «Стрижи» В рамках празднования Дня города – металлурга жителей и гостей Магнитогорска поздравит авиационная г...
                   
 

Новости Города

   

Ситуация

Официально

Анонсы

События

ЧП

Бизнес

Люди

Интересное

 

Все Новости

   

Политика

Экономика

Общество

Происшествия

Культура

Технологии

Спорт

Образ Жизни

 

Глянец

   

Мода

Светская Хроника

Успех

Стиль Жизни

Путешествия

Кино

Музыка

Книги

Леди

   

Семья

Красота

Домоводство

Еда

Здоровье

Секс

Карьера

Психология

 

Авто

   

Новинки

Автоправо

Безопасноть

Автобизнес

Тест-Драйв

Автоспорт

Тюнинг

Автоледи

 

Мы в социальных сетях

                             
             
                             

Перепечатка авторских материалов допускается только с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал.

 

Ответственность за достоверность информации в рекламных материалах несёт рекламодатель.

 

Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции и создателей сайта.

 

 

Адрес редакции: 455037, Челябинская обл.
г. Магнитогорск, ул. Советской Армии д. 47,
т.: (3519) 49-65-35, e-mail: info@1mgn.ru

  
Главная  |  Реклама на сайте  |  Карта сайта  
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru  
 

Почитать

   

Другой Взгляд

Познавательно

Наши за Границей

Искусство в Деталях

Оружейная Палата

Большая Политика

Путевые Заметки

Hi-Tech

Спецпроекты

   

Конкурсы

Половодье

Театральная Магнитка

Любимое Место

Что нового

Наши на Олимпиаде

Люди дела

Просто Бизнес

 

Юмор

   

Всяко Разно

Истории

"Улетное" Видео

Бредовости

Аткрытки

Народное творчество

Демотиваторы

Усы, Лапы, Хвост

 
 
 
 
    Материалы сайта для читателей старше 18 лет.   18+
    Copyright © 2012 www.1mgn.ru Все права защищены ©
    Создание сайта: Магнитогорское Интернет Агентство

Авторизация или Регистрация

Авторизация

Регистрация

User Registration
или Отмена