Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

Россия, Грузия, Абхазия, Южная Осетия: перевесят ли экономические выгоды политическую конъюнктуру

Оцените материал
(0 голосов)

Несмотря на последовательный курс официального Тбилиси на евроатлантическую интеграцию, возможности для двустороннего торгово-экономического и гуманитарного российско-грузинского диалога не закрыты. В минувшем июле по результатам консультаций группы оппозиционных депутатов грузинского парламента в Москве стало известно о создании неформальной двусторонней рабочей группы. Неформальной – в силу отсутствия между нашими странами дипломатических отношений и по причине неизбежно резкой обструкции со стороны тотально доминирующих в актуальной грузинской элите прозападных сил.

Впрочем, перенести кавказскую страну куда-нибудь в район американского штата под названием Georgia не так-то просто, в то время как выгоды продвижения грузинской продукции на обширный российский рынок, от увеличения туристического потока, денежных поступлений от трудовых мигрантов – очевидны. Со своей стороны, Россия готова развивать конструктивный диалог с Тбилиси с учётом региональных реалий, сложившихся 9 лет назад, после «пятидневной войны» августа 2008 года и признания Россией Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств. Именно поэтому в середине июля Россия и Грузия при посредничестве Швейцарии договорились начать реализацию подписанного в 2011 году соглашения по торговым коридорам, соединяющим две страны через Абхазию и Южную Осетию. Соответствующие договорённости были достигнуты в Праге в ходе переговоров замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зураба Абашидзе.

Напомним, речь идет о Соглашении «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами» от 9 ноября 2011 года. Оно оговорено условием, что двухсторонние торговые коридоры будут проходить и через Абхазию, Южную Осетию, но Россия и Грузия пригласят международных посредников, которые будут контролировать грузопотоки и маркировать их.

Согласно многим экспертным оценкам, реализация упомянутого документа позволит увеличить объем российско-грузинской торговли минимум на треть, а международного грузотранзита через Грузию, Абхазию и Южную Осетию в направлении России/из России – на 40, а то и на 50 процентов. При этом контролировать указанные грузопотоки будет профильная швейцарская компания SGS, в пользу которой высказались и в Москве, и в Тбилиси. В этой связи стоит напомнить о давнем проекте реанимации одной из важнейших транзитных артерий Закавказья – железной дороги Цхинвал-Гори (33 км), что намечалось сделать под патронажем Евросоюза и Швейцарии еще в начале 2000-х годов. При этом отметим, что дипломатическое представительство Швейцарской Конфедерации проявляет в последние годы значительный интерес к событиям в России в целом и на Кавказе в частности.

По итогам переговоров в Праге заявлено, что в ближайшее время (планируется – до октября 2017 года) будет сформирована трехсторонняя российско-грузино-швейцарская рабочая группа по имплементации упомянутого соглашения. Похоже, грузинская сторона настроена на практическую работу. «Мы договорились, что консультаций на этот счет больше не будет. Пора перейти к оформлению конкретных соглашений. Остаётся обсудить с господином Карасиным сроки заключения контрактов обеих сторон с SGS, представители которой будут работать по обе стороны торговых коридоров для мониторинга движения грузов», – заявил З. Абашидзе.

Схожее мнение высказал Г. Карасин: «В принципе, понимание того, как надо действовать, достигнуто. Тем более что взаимная торговля январь-май 2017 г. показала прибавку в 40 % в сравнении с тем же периодом прошлого года. В том числе, грузинский экспорт в РФ увеличился в 3,3 раза. Мы являемся вторым торговым партнером Грузии и первым партнером – по объему импорта грузинской продукции. Но мы не хотим останавливаться на достигнутом».

Представители швейцарской компании – мониторингового оператора грузов будут размещены в начале и в конце трех торговых коридоров: один из них начинается вблизи Сочи и, проходя через Абхазию, заканчивается в грузинском Зугдиди. Второй начинается вблизи североосетинского села Нар и, проходя через Южную Осетию, в том числе через Цхинвал, заканчивается в Гори. Третий коридор расположен в сопредельном российско-грузинском районе Верхний Ларс-Казбеги, не затрагивая территории, относительно статуса которых у Москвы и Тбилиси имеют место принципиальные разногласия.

По мнению швейцарского экономиста Пьера Вертэна, «швейцарская сторона сыграла важную прямую роль в сохранении российско-грузинских отношений и косвенную – в стабилизации мирной обстановки на разделительных линиях Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Потому неудивителен выбор в пользу Берна по участию третьей стороны в российско-грузинских торговых коридорах. Причем с этим выбором, ввиду известной позиции Тбилиси по статусу Абхазии и Южной Осетии, согласны и их власти. Поскольку участие этих регионов в российско-закавказском грузотранзите – существенное экономическое подспорье для них, как и для Грузии. И не исключено, что такой транзит станет основным бюджетонаполняющим сектором экономики Абхазии и Южной Осетии, как и важным подспорьем для бюджета Грузии».

В этой связи – характерный штрих: в канун упомянутого Пражского раунда южноосетинская сторона установила баннер «Государственная граница Республики Южная Осетия» в 450 метрах от центрального участка автомагистрали Тбилиси – Кутаиси – Поти. Но это не привело к срыву переговоров. Г. Карасин пояснил: «опять [в Грузии – Прим. авт.] появились какие-то эмоциональные всплески по поводу границы с Южной Осетией. Но мы уже привыкли к этому, так что настрой обеих сторон – конструктивный».

Тенденция на реанимацию диалога по отдельным направлениям в российско-грузинских отношениях отмечается не первый год, что еще раз доказывает, возрастающий приоритет экономики и двухсторонних экономических выгод в сравнении, который, впрочем, может быть поставлен под сомнение в случае дальнейшей интенсификации военно-политического сотрудничества кавказской страны с западным альянсом. При этом вопрос о том, возобладает ли в Тбилиси осознание выгод от транзитного сотрудничества с вовлечением де-факто потерянных территорий над политико-идеологическими мантрами, остаётся открытым. Грузия заинтересована в росте евроазиатского грузотранзита: об этом свидетельствует и то обстоятельство, что эта страна, несмотря на выход в 2009 года из СНГ, остаётся участницей Совета сотрудничества железных дорог стран СНГ. Кроме того, железнодорожно-портовые коридоры по линии Грузия – Азербайджан (1) и Грузия – Армения (2) еще в первой половине 1990-х годов были включены Советом в реестр основных транзитных магистралей бывшего СССР. Очевидно, что в такой ситуации Грузии тем более выгодны дополнительные транзитные потоки.

Вышеупомянутая магистраль по линии Цхинвал – Гори, по понятным причинам, бездействует с 1992 года. Но напомним, что та же артерия, введённая в действие еще в 1940 году (Гори-Сталинири (3), планировалась в качестве южного сектора новой транскавказской железной дороги (ТЖД) из района Дзауджикау (4) через Алагир, далее по территории Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР на Тбилиси и оттуда – по действующим магистралям в Армению и Азербайджан. Причем эта ТЖД была бы по протяженности, соответственно, на 25 и на 35 % короче в сравнении с линиями через Абхазию или же через Дагестан. По разным причинам, экономическим и политическим, этот проект не был реализован, однако, в контексте российско-грузинских «торговых коридоров», теоретически востребованность подобного маршрута сохраняется.

Сегодня мало кто вспоминает о том, что согласно «Платформе для Соглашения между сторонами в связи с некоторыми совместными действиями в рамках Программы ЕС по реабилитации», подписанной 12 июля 2000 года главами правительств Грузии и Южной Осетии в присутствии представителей Еврокомиссии, грузинская сторона в лице ООО «Сакартвелос Ркинигза» («Грузинская железная дорога») обязалась за три месяца выполнить реабилитационные работы на своем (почти 25 км) участке этой железной дороги. Юго-Осетинская сторона свои обязательства по аналогичным работам полностью выполнила к концу 2001 г., а грузинская – лишь на 40%. ЕС в рамках той же «Платформы...» выделил на этот проект около 3 млн. евро. Его реализация обсуждалась на переговорах профильных делегаций Тбилиси и Цхинвала также в 2004 г. и позже: стороны согласились восстановить эту артерию в 2008 году, но вскоре, ввиду усугубления военно-политического конфликта в регионе, проект был заморожен.

Девять лет назад военно-политическая ситуация в регионе претерпела кардинальные трансформации, европейские структуры на территории РЮО не действуют, что необходимо учитывать при возможном обсуждении проектов по нормализации транспортного сообщения в регионе.

Что же касается вышеупомянутого проекта железной дороги Алагир – Цхинвал (примерно 150 км), еще в октябре 2008 года во Владикавказе было подписано Соглашение «О сотрудничестве и взаимодействии на период 2009-2011 гг.» между Республикой Северная Осетия – Алания и филиалом РЖД «Северо-Кавказская железная дорога», предусматривающее, в частности, создание железной дороги Южная Осетия – РФ. В этой связи, тогдашний начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Голоскоков отметил, что «для железной дороги из России в Южную Осетию, выгодной обеим сторонам для взаимной торговли и транзита, нужны проектные разработки. Предпроектные и проектные работы берет на себя инвестор – в данном случае это РЖД, а строительство дороги будет финансироваться из государственных источников». Тогдашний премьер Северной Осетии Николай Хлынцов уточнил, что «предусматривается расширение возможностей станции Алагир [она соединена железной дорогой с Владикавказом – Прим. авт.], чтобы грузы, предназначенные для Южной Осетии и следующие оттуда, как можно в больших объемах проходили через станцию Алагир».

Но с тех пор этот проект так и остался без практического продвижения, теперь же – из-за отсутствия финансирования. Тем не менее, в самой Южной Осетии о нём не забывают, предлагая поставить железнодорожный транзит через республику в центр политико-экономической «повестки дня».

С другой стороны, о вынужденном, хотя и неофициальном пока согласии Грузии со статус-кво РЮО, что, опять-таки, связано с заинтересованностью Тбилиси в юго-осетинском транзитном коридоре, свидетельствует и ситуация с нефтетранзитом Баку – Тбилиси – Супса, частично проходящим через Южную Осетию. По информации «Интерфакс-Азербайджан» (1 — 2 августа с.г.), объем прокачки азербайджанской нефти, по данным SOCAR, по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан за январь-июль 2017 г. составил 15,58 млн тонн – на 12% ниже уровня 1 полугодия 2016 г. А перекачка того же сырья по нефтепроводу Баку – Супса возросла за тот же период до 1,58 млн тонн – против 1,49 млн тонн за январь-июль 2016 г.: рост почти на 6%. До полутора километров этой артерии, напомним, проходит через сопредельный с Грузией район Южной Осетии. Азербайджанское издание haqqin.az не без доли паники цитирует грузинские СМИ, согласно которым «российские вооруженные силы продвинулись вперед в направлении села Карапила Каспского района Грузии. При этом часть нефтепровода Баку – Супса перешла «под контроль россиян».

«Российские оккупанты [терминология сохранена – Прим. авт.] на этот раз отметили пашней т.н. границу около села Карапила Каспского района. Примечательно, что часть нефтепровода Баку-Супса осталась по ту сторону пашни, что подтверждают и в Службе государственной безопасности. Российские оккупанты отметили т.н. границу к югу от села Орчосани, около села Карапила и вдоль реки Тортла. По оценке СГБ, это действие является продолжением незаконного процесса т.н. бордеризации, которая ограничивает фундаментальные права человека и целенаправленно вредит окружающей среде. В МИД Грузии это действие оккупантов называют «провокацией» и говорят, что остановить это они попытаются вместе с международными партнерами», – нервничает газета «Резонанси»; эмоциональными высказываниями отметились многие местные политики. Вряд ли является простым совпадением факт проведения именно в этом районе 8 августа шумных акций грузинской общественности против так называемой «российской оккупации». Действительно, участок трубопровода «Баку – Супса» проходит по территории так называемой «Цинагарской зоны» Ленингорского района РЮО, контроль над которым со стороны Цхинвала был полностью восстановлен после августовской войны 2008 года. Согласно сообщениям ряда агентств, источник в SOCAR заявил, что «руководство Азербайджана не усматривает угрозы для транспортировки нефти по трубопроводу Баку – Супса». А в пресс-службе British Petroleum – Azerbaijan уточнили, что «нефтепровод Баку – Супса работает в обычном режиме, и какой-либо опасности для прокачки нет».

Что касается официальной позиции Тбилиси в этом вопросе, то госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили считает: для Тбилиси «абсолютно приоритетно, чтобы трубопровод Баку – Супса работал без задержки. Это не новое явление, соответственно, все рассмотрения в связи с этим уже состоялись. Это так происходит, и впредь будет продолжаться. Там многосторонние интересы; это весьма важный стратегический объект и, естественно, государство предпринимает все меры, чтобы обеспечить безопасность, и он так и будет работать». Можно предположить, что речь идёт, соответственно, о многосторонних консультациях с целью решения практических вопросов, что сложно представить без вовлечения государства, по территории которого проходит стратегическая магистраль, как бы кто-либо ни отрицал факт существования этого государства как таковой. И как бы отдельные грузинские и азербайджанские эксперты ни раскручивали ложный след о некоей «мести Кремля» за ужесточение антироссийских экономических санкций...

Реализация соглашения России и Грузии по торговым коридорам, наряду с его очевидными выгодами для обеих сторон, вполне может стать послужить делу хотя бы частичной «разморозки» взаимоотношений между Российской Федерацией, Грузией, Республикой Южная Осетия и Республикой Абхазия. А если выражаться точнее – то прологом к де-факто признанию грузинскими властями новых политико-правовых реалий и началу серьёзного диалога с Цхинвалом и Сухумом, в том числе – по вопросу о подписании соглашения о приверженности принципам неприменения силы.


Добавить комментарий

ВНИМАНИЕ! По требованию российского законодательства, запрещены комментарии, содержащие не цензурную и сниженную лексику, оскорбления, а также призывающие к межнациональной и социальной розни.

Авторизация через социальные сети

               

Защитный код Обновить

Сегодня в кино

Все события

Календарь новостей

« Сентябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Большая политика

Другой взгляд

Наши за границей

Познавательно

Большая политика

 16.09  В США засекретили информацию о катастрофе Су-27 в Неваде На военной базе в американском штате Невада разбился истребитель российского производства Су-27. Об ...
 16.09  В ДНР прокомментировали позицию Меркель по вводу миротворцев в Донбасс Полпред самопровозглашённой Донецкой народной республики Денис Пушилин в беседе с RT прокомментирова...
 14.09  Генпрокуратура Украины вышла на след заказчика убийства Дениса Вороненкова Расследование убийства беглого депутата ГД Дениса Вороненкова скоро подойдет к концу. Генпрокуратура...
 12.09  Русские опять не явились на войну — Washington Post паникует Провокаторство Запада — это уже тема для сатириков. Тем не менее, одно из крупнейших СМИ Штатов вопр...
 12.09  Ох уж эти дипломаты! Ох уж эти дипломаты! Вечно они изворачиваются, увиливают. Я не я и лошадь не моя. Он имел в виду не ...
 12.09  16 сентября Минск прикажет долго жить Сентябрь может стать последним месяцем в истории Минских соглашений. И дело не только в текучке. 16 ...
 12.09  Место Украины в мире, который строит Джордж Сорос… 20 августа на сайте Белого дома была обнародована петиция американских граждан с требованием к Прези...
 08.09  Путин, миротворцы и Донбасс Итак, после заявления Путина о возможности введения на Донбасс миротворцев (вернее, пока только о вы...
 05.09  Третьим свидетелем по делу Улюкаева стала сотрудница Минэкономразвития Третьим свидетелем по делу экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева со стороны гособвин...
 05.09  Как долго КНДР будет запугивать мир Весь мир с тревогой ожидает приближение знаменательной даты для северокорейского населения. 9 сентяб...
 05.09  "Безответный" накал страстей лишь вдохновляет агрессора Очередные беспардонные действия властей США в отношении российской дипломатической собственности и п...
 05.09  Почему США постоянно проигрывают на международной арене До какого уровня сегодня опустилась международная политика. Если оценивать с меркой даже 1980-х, то ...
 30.08  Пользователи соцсетей высмеяли «расследование» Навального о выборгской «даче Путина» Оппозиционер Алексей Навальный выдумал «резиденцию Путина» под Выборгом, установили пользователи соц...
 29.08  The National Interest, США. Вашингтону и Москве необходимо начать процесс разрядки напряженности — н… Отношения между Россией и США достигли опасного уровня. Все надежды, связанные с «саммитом» Дональда...
 29.08  Задачка для Брюсселя: торговая блокада Донбасса, иллюзии Меркель и санкции Украинские радикалы приняли решение перейти ко второму этапу в организации торговой блокады Донбасса...
 24.08  Как Польшу превращают в новый таран против России Восточно-европейская страна займет место гитлеровской Германии в XXI веке? Из всех бывших социалист...
 24.08  Русские в Сирии. Ненависть гнилой «Фонтанки» Это будет пост ненависти. Давно его хотел написать и вот настал момент. Слов на самом деле нет, одни...
 24.08  Оккупированы США Военный парад в Киеве примет Глава Пентагона, а не Министр обороны Украины.

Главные новости города

 19.09  Магнитогорцам рассказали, как защититься в «простудный» сезон С приходом холодов у большинства людей начинается «простудный» сезон. Одним из сложнейших респиратор...
 19.09  Жителей и гостей города ждет «Полет фантазии» В Магнитогорской картинной галерее 22 сентября в 16:00 состоится открытие выставки самодеятельного т...
 19.09  Ноутбуки LENOVO по суперценам в СИТИЛИНК! Электронный дискаунтер СИТИЛИНК предлагает совершить выгодные покупки, в частности – ноутбуки LENOVO...
 18.09  ЗАЛОГ НАШЕГО СЧАСТЬЯ - ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ! · Индивидуальные занятия плаванием с детьми от 2-х месяцев до 6 лет. · Детский фитнес: Детский фит...
 18.09  Магнитогорцы вышли на старт кросса «Золотая осень» В минувшую субботу более пяти тысяч магнитогорцев вышли на старт легкоатлетического кросса «Золотая ...
 18.09  Единственное в России! Концертное шоу двойников! Единственное в России! Концертное шоу двойников! 22 сентября 22:00 Ресто-Клуб Артист. "Живые Леген...
 18.09  Сегодня - день памяти Ивана Харитоновича Ромазана Сегодня исполнилось 83 года со дня рождения нашего знаменитого земляка, легендарного директора Магни...
 18.09  Детский центр «Капелька» приглашает в Творческую мастерскую! Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и об...
 15.09  В Магнитогорске наступит «Золотая осень» В эту субботу всех горожан приглашают принять участие в легкоатлетическом кроссе «Золотая осень», ко...
 14.09  Об этом не напишут в энциклопедии или как использовать big data на благо бизнеса Покупки по банковской карте, поисковые запросы в Google, подписки в социальных сетях – все это остав...
 14.09  Магнитка присоединилась к всероссийскому субботнику «Зеленая Россия» Завтра состоится акция по очистке береговой зоны реки Урал. Напомним, что общероссийское экологичес...
 14.09  В Магнитогорск возвращается карнавал В пятницу, 15 сентября, на площадке магнитогорского драматического театра вновь пройдет традиционный...
 13.09  Детский центр «Капелька» приглашает на ранее плавание детей до 6 лет! Самым безопасным местом для здорового развития ребенка является бассейн. Ведь занимаясь плаваньем, р...
 13.09  Магнитогорск соберет спортсменов по кикбоксингу на межрегиональный турнир По благословению Преосвященнейшего Иннокентия, епископа Магнитогорского и Верхнеуральского, во Дворц...
 13.09  А я милого узнаю по… смартфону Мобильный телефон может многое рассказать о его владельце. Связисты «МегаФона» предлагают проверить ...
 13.09  Магнитогорск встретит «Золотую осень» В экологическом парке 16 сентября в 11:00 стартует легкоатлетический кросс «Золотая осень» в рамках ...
 13.09  26 Сентября в Магнитогорске состоится уникальное событие - Открытая конференция Работодателей и Со… Более 50 работодателей и более 150 соискателей - начинающих карьеру и успешных в карьере - соберутся...
                   
 

Новости Города

   

Ситуация

Официально

Анонсы

События

ЧП

Бизнес

Люди

Интересное

 

Все Новости

   

Политика

Экономика

Общество

Происшествия

Культура

Технологии

Спорт

Образ Жизни

 

Глянец

   

Мода

Светская Хроника

Успех

Стиль Жизни

Путешествия

Кино

Музыка

Книги

Леди

   

Семья

Красота

Домоводство

Еда

Здоровье

Секс

Карьера

Психология

 

Авто

   

Новинки

Автоправо

Безопасноть

Автобизнес

Тест-Драйв

Автоспорт

Тюнинг

Автоледи

 

Мы в социальных сетях

                             
             
                             

Перепечатка авторских материалов допускается только с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал.

 

Ответственность за достоверность информации в рекламных материалах несёт рекламодатель.

 

Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции и создателей сайта.

 

 

Адрес редакции: 455037, Челябинская обл.
г. Магнитогорск, ул. Советской Армии д. 47,
т.: (3519) 49-65-35, e-mail: info@1mgn.ru

  
Главная  |  Реклама на сайте  |  Карта сайта  
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru  
 

Почитать

   

Другой Взгляд

Познавательно

Наши за Границей

Искусство в Деталях

Оружейная Палата

Большая Политика

Путевые Заметки

Hi-Tech

Спецпроекты

   

Конкурсы

Половодье

Театральная Магнитка

Любимое Место

Что нового

Наши на Олимпиаде

Люди дела

Просто Бизнес

 

Юмор

   

Всяко Разно

Истории

"Улетное" Видео

Бредовости

Аткрытки

Народное творчество

Демотиваторы

Усы, Лапы, Хвост

 
 
 
 
    Материалы сайта для читателей старше 18 лет.   18+
    Copyright © 2012 www.1mgn.ru Все права защищены ©
    Создание сайта: Магнитогорское Интернет Агентство

Авторизация или Регистрация

Авторизация

Регистрация

User Registration
или Отмена